Что делать, если яма покалечила ваш автомобиль
Может ли автовладелец рассчитывать на получение страховки, если в ДТП «виновата» плохая дорога?
Прокомментировать данную ситуацию мы попросили специалиста одной из калужских страховых фирм Илью ШАТАЛИНА.
— Вправе ли автовладелец рассчитывать на страховку, если он попал в ДТП, произошедшее вследствие неудовлетворительного состояния дорожного покрытия?
— Если произошло такое ДТП, автовладелец может обратиться в страховую компанию и получить компенсацию в том случае, если его автомобиль застрахован по добровольному виду автострахования (КАСКО). Но, как правило, согласно условиям договора, ущерб, связанный с повреждением покрышек, колесных дисков, декоративных колпаков, если это не сопряжено с повреждениями других узлов и агрегатов транспортного средства, не возмещается.
Также, если автовладелец предъявил претензию организации, отвечающей за содержание дорог, и она была удовлетворена, страховщик освобождается от обязанности выплаты страхового возмещения.
— Какие повреждения и на какую сумму в таком происшествии чаще всего получают автовладельцы?
— Как правило, в результате таких событий деформируются колесные диски, резиновые колесные шины приходят в негодность. Встречаются случаи деформации элементов подвески и рулевого управления транспортных средств. Сумма ущерба зависит в первую очередь от марки машины и непосредственно от комплектации (шины отечественного или импортного производителя, наличие штампованных стальных или
легкосплавных/кованых дисков).
— Как часто обращаются с подобными вопросами ваши клиенты?
— Чаще всего с подобными вопросами обращаются клиенты по договорам обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО), но ввиду отсутствия факта причинения вреда лицом, застраховавшим свою гражданскую ответственность, и факта наступления страхового события (в смысле, предусмотренном Законодательством РФ) страховая компания обязанности по осуществлению страховой выплаты не несет.
— Необходимо ли автовладельцу, имеющему договор страхования КАСКО и попавшему в ДТП из-за неудовлетворительного состояния дорог, вызывать страховщика?
— Вызов страховщика на место такого ДТП необязателен, но, в соответствии с условиями договора КАСКО, страхователь обязан в установленные сроки уведомить страховщика о факте наступления события, имеющего признаки страхового случая, и подать письменное заявление установленной формы.
ликбез
Как, должно быть, обидно отдавать свои деньги на ремонт автомобиля, разбитого на «дырявых» дорогах. Вот бы заставить платить тех, кто отвечает за состояние этих дорог! Многие считают, что судиться с дорожниками бесполезно. Однако требовать возмещения ущерба можно и даже нужно. Впервые такой прецедент был создан в Челябинске: суд удовлетворил иск потерпевшего по возмещению ущерба от аварии, причиной которой явилось плохое состояние дороги.
Для того чтобы получить возмещение вреда, причиненного наличием ямы на дороге, автомобилист должен доказать несоответствие ее размеров тем, что установлены госстандартом, а также отсутствие ограждения возле ямы и дорожных знаков, предупреждающих о ее наличии. Доказательствами нужно заручаться по горячим следам, так как на практике были случаи, когда уже через несколько часов после аварии дорожное полотно собственником восстанавливалось, что исключало возможность повторного осмотра места происшествия.
Кто виноват?
Полную ответственность за состояние и повреждения проезжей части несут:
- должностные лица дорожных эксплуатационных организаций;
- должностные лица организаций, осуществляющих текущий ремонт или реконструкцию данных участков дорог.
Согласно правилам дорожного движения места проведения работ, места повреждения дорожного полотна в результате каких-либо иных причин (стихийные бедствия и т.п.) должны быть обозначены. Если покрытие не соответствует нормативам, то должны выставляться дорожные знаки, а ночью или в условиях плохой видимости — заграждение с предупредительными сигнальными огнями. За городом знаки дублируются.
Если эти должностные лица и организации не предприняли вышеуказанных мер, то они вполне могут понести за это ответственность.
в тему!
Тягаться с дорожниками бесполезно?
Министр дорожного хозяйства области Сергей СМОРОДИН на встрече с журналистами дал понять автомобилистам, что тягаться с дорожниками нет смысла.
— Понимаете, доказательная база в суде очень ограничена. Автовладелец подает в суд на власти города. Власти города в качестве регресса пере-адресуют заказчику, заказчик — подрядчику, то есть процедура довольно сложная. И если ДТП не привело к каким-то тяжелым последствиям, судебные перспективы, конечно, очень тяжелые, — за-явил министр.
Но! Один из наших читателей так прокомментировал это заявление министра:
— Посмею несколько подогреть пыл! Право регресса возникает у ответчика после исполнения решения суда по первоначальному исковому заявлению! (см. ст. 1081 ГК РФ. — Ред.) Проще говоря, если вы обратитесь в суд с исковым заявлением о возмещении материального ущерба, то ответчик никуда ничего не переадресует! Он выполнит исковые требования, так как несет непосредственную ответственность, в данном случае за состояние дорог, а затем уже он вправе обратиться с регрессным исковым требованием к тому, кого считает виновным. Но вас это уже не волнует — вы свои деньги уже получили.
кстати
ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятый постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года № 221, установил максимально допустимые размеры ям и просадок на дорогах. По длине они не должны превышать 15 см, ширине — 60 см, глубине — 5 см.
Константин ОВЧИННИКОВ.
В следующем номере «Перекресток» расскажет, как правильно запротоколировать «ямное» ДТП и направить претензию ответственной организации.