Калуга живет без идеи

Губернатор приказал к 650‑летию города разработать и внедрить новый перспективный бренд.
09:54 14.11.2012
0 2310
Губернатор приказал к 650‑летию города разработать и внедрить новый перспективный бренд.
Практически у каждого города нашей необъятной Родины есть какая-то идея, бренд, визитная карточка. При упоминании Тулы любой россиянин сразу представит целый ассоциативный ряд: пряник, самовар, «Тульский Токарев», он же ТТ… Назовите Тверь — вам расскажут про Афанасия Никитина и Михаила Круга; Иваново — про невест и швейные фабрики. А какие ассоциации вызывает Калуга? Небольшой опрос среди местных жителей показал, что они помнят ее как «колыбель космонавтики», более молодые калужане уже называют город российским Детройтом, а кто-то и вовсе сказал о бессчетном числе куполов над городом. Ради чистоты эксперимента я позвонила сестре в Тулу, поинтересовалась ее ассоциациями по нашему городу, а заодно попросила провести небольшой опрос среди коллег. Логисты-международники из американской фирмы  в Туле ничего кроме смутных ассоциаций с маленьким городом, плохими дорогами и дорогим жильем припомнить не смогли, а о космонавтике с удивлением узнали от меня.

С конца 50‑х и вплоть до развала СССР в нашем городе культивировался образ Калуги космической. Город, где жил и творил Циолковский, вспомнили при Хрущеве. Тогда же запустилась идеологическая машина, подарившая нам прекрасный бренд. Сосчитать энергозатраты и капиталовложения, брошенные на него, сейчас — утопия, но одно можно сказать точно: в Союзе бренды делать умели. Калужане, да и все россияне впитывали мысль о принадлежности Калуги к космосу с молоком матери. Гагарин закладывал первый камень в наш Музей истории космонавтики, где позднее детей принимали в октябрята и пионеры. Вернувшиеся с орбиты космонавты ехали в Калугу — возлагать цветы на могилу Циолковского. Многие и сейчас помнят, как собирали марки с изображением советских покорителей космоса и знали их поименно до шестидесятого включительно.
Перестройка, 90‑е, упадок некогда сильнейшей отрасли в стране, смена руководства и новые приоритеты в регионе — все это вместе спровоцировало забвение «фирменного стиля». В последнее время космический бренд пытаются вернуть Калуге насильно, заселяя пустые уголки города фигурками Циолковского. Однако ажиотажа уже нет: космос нынче не в тренде. Попытка создать новый бренд региона была предпринята несколько лет назад. Однако вместо глобальной объединяющей идеи у Калужской области появился логотип авторства Артемия Лебедева — буква К в кружочке, и только.

Беда с калужской идеей управленцам знакома. По инициативе губернатора в 2009 году даже проходил общественный конкурс на бренд. Курировал его политолог Владислав САХАРЧУК:
— Для начала нужно сказать, что примеров успешного брендинга городов в России пока нет. Есть только попытки, в основном не слишком удачные. Знаменитые города — Тула, Кострома, Астрахань, которые дают четкую цепь ассоциаций, — формировали свой бренд столетиями. Единственное исключение — маленькие городки. Например, Великий Устюг или город Мышкин Ярославской области. Некогда там появился энтузиаст, который взял за основу бренда название города, начал коллекционировать мышей, потом открыл музей. Со временем к нему присоединились настоящие коллекционеры, поддержала администрация. Сейчас Мышкин — один из заметных туристических центров в Ярославской области.
Конкурс, устроенный администрацией губернатора в 2009 году, был посвящен не городу, а области. К участию приглашались все желающие. Много работ мы получили от студентов и школьников. Идеи были очень разрозненными. Упоминали и о советском космическом бренде, и о центре новой экономики, пытались положить в основу бренда идею того, что наш регион — территория успеха, говорили о «душе России», о православии. Оценивать работы оказалось очень нелегко. Почти каждый проект получил у членов жюри весь спектр оценок — от самой низкой до самой высокой. Но не было ни одной идеи, которая понравилась бы всем.
Не исключено, что нечто подобное ожидает и областной центр. Странно думать, что может прижиться какая-то искусственная идея. Тема городского бренда должна быть живой и настоящей. И желательно — небанальной.



Бренд Калуги космической канул в Лету вместе с брендом СССР.




Посмотришь на наши улицы в час пик, и становится ясно: Калуга
автомобильная — новый бренд города.


факт
Разработка логотипа и фирменного стиля Калужской области осуществлялась в 2010 году. Общая стоимость работ составила 1 321 467 рублей. В 2012‑м логотип был зарегистрирован Роспатентом как товарный знак. Все юридические права на его использование находятся у Агентства регионального развития Калужской области.



обратная связь

Калужане! А с чем у вас ассоциируется наш город? Предлагайте идеи, способные объединить прошлое, настоящее и будущее, а также выразить наш традиционный менталитет! Оставляйте их на нашем сайте и присылайте на почтовый ящик: 248000, г. Калуга, ул. Космонавта Комарова, 36.
Автор: Александра ПЕТРУХИНА.
Фото Игоря РУЛЕВА.
Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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