Вадим ПРИКЛАДОВСКИЙ: «Слово «культура» почти исчезло из лексикона»

О сегодняшней культурной ситуации в городе наш корреспондент беседует с директором калужской областной филармонии Вадимом ПРИКЛАДОВСКИМ.
12:23 15.08.2012
0 2060
«Калужский перекресток» своим материалом «Калужане станут здоровыми, образованными и культурными»  в июне начал дискуссию о современной социальной политике в регионе. И культура занимает в ней не последнее место.

- Вадим Игоревич, как вы оцениваете культурную среду в Калуге?  Если она существует, то чьи вкусы удовлетворяет, а чьи запросы остаются невостребованными?
- Если рассматривать понятие «культура» широко, то надо сказать, что культурная среда существует всегда и везде. Другое дело - ее качество. Кстати сказать, наша филармония – тоже ведь часть этой среды, и не самая малая. Мне, как музыканту классического направления, а теперь и руководителю областной филармонии, многое в нашем культурном климате не нравится. Наверное, самая главная проблема не только для Калуги, но и для всей страны заключается в том, что вкусы народа сейчас формируют преимущественно телевидение и радио. Поэтому концерт Стаса Михайлова без труда собрал полный зал при очень дорогих для Калуги билетах, а продажа, например, великолепного балетного спектакля театра Бориса Эйфмана «Братья Карамазовы» потребовала колоссальных усилий. И аншлага не было!
Мне иногда представляется, что те три с небольшим года, которые я руковожу филармонией, мы с группой помощников – а они, слава Богу, постепенно подбираются - все пытаемся, как Сизиф, закатить большущий камень на вершину горы. А он все скатывается и скатывается. Правда, в последний год–полтора мне начинает казаться, что этот камень уже не падает к самому подножию. Тогда я начинаю думать, что все, может быть, не так плохо, что какие-то результаты постепенно начинают появляться.
Кстати, возможно, вы заметили, что с недавних пор калужская культурная среда становится разнообразнее: появились интересные шотландско-ирландские фестивали, заработал вокальный абонемент в Музыкальной гостиной филармонии, наши коллективы подготовили немало свежих, оригинальных программ и многое, многое другое. И в этом я с радостью вижу заслугу моих сотрудников. Впрочем, вы ведь прекрасно понимаете, что формирование (извините за это набившее оскомину слово) «правильной» культурной среды займет годы. Это, как минимум, поколение, а может быть, и не одно.
- Как можно охарактеризовать развитие культуры в Калуге и Калужской области в последние 10-12 лет? В какую сторону мы движемся и что, на ваш взгляд, тому причиной?
- Мне трудно сказать «за всю Одессу». Могу ответить как музыкант, периодически выступающий в Калуге и области, а впрочем, и далеко за их пределами. Так вот, только недавно я вспоминал, что лет 15 – 20 назад мужской вокальный ансамбль «Вечерний звон» (им я руковожу с 92-го года) был желанным гостем и на Днях города, и на других праздниках в Калуге и районах. Теперь на них требуется почти исключительно легкий жанр. Народу настойчиво вбивается мысль, что от искусства он должен ждать только развлечения. Боже упаси публику совершить какую-то внутреннюю работу на концерте, спектакле и т. п. – сядьте в кресла и расслабьтесь!
Причин, наверное, много, но мне хочется сказать о главной. Культура и ее развитие находятся, увы, далеко за пределами сферы интересов первых лиц государства. Заметьте, само слово «культура» почти исчезло из их лексикона. А раз так, интерес к культуре и искусству теряется у большинства руководителей рангом пониже… Вот так и формируется, кстати, общий культурный климат в стране. И потом, пустив культурные вопросы на самотек, власть не может до конца определиться, чем должны заниматься учреждения культуры – воспитывать и просвещать или зарабатывать. А ведь это совмещать получается очень редко. Заработать куда легче на масс-культуре: поп-музыке и т. п. Только о просвещении, развитии эстетического вкуса публики и прочих милых вещах в такой ситуации можно забыть. Жаль, что приходится говорить больше о грустном. Знаю, что сейчас в моде иное – нужно излучать бодрость и оптимизм. Но не хочу врать, да и наболело за 20 с лишним лет.
Впрочем, можно сказать и о приятном. Например, губернатор недавно поддержал идею создания Губернского духового оркестра на базе филармонического. В нашей работе появилось много новых направлений и проектов как для взрослой публики, так и для детей. Техническое оснащение Калужской филармонии по сравнению с подобными региональными концертными организациями выглядит очень достойно. Поверьте, я много хорошего мог бы добавить о нашей работе, но по плечу ли нам в одиночку изменить общий культурный климат?
- Кто сегодня составляет основную аудиторию филармонических концертов в Калуге? Популярны ли они?
-  Я вижу постепенный рост интереса калужан к ним. Двери в кассовый зал толпа пока не сносит, однако и небольшое, но стабильное прибавление количества наших зрителей меня очень радует. Кто они? Большей частью, конечно, калужская интеллигенция, ведь посещение серьезного концерта требует от человека определенной подготовки, той самой внутренней работы, о которой я сказал выше. Пирожными и кофе с коньяком на концерт Танеева людей ведь не заманишь…
Мы начали большую работу с самыми молодыми нашими горожанами, уже второй сезон в рамках проекта «Детская филармония» предлагаем школьникам Калуги и районов программы разных жанров. Я очень хорошо понимаю: филармония сама должна вырастить свою публику, причем сделать это почти с нуля, так как последние 20 лет слой культурного слушателя становился всё тоньше и тоньше.
- Как можно воспитать настоящего зрителя из потребителя коммерческой и массовой культурной продукции?
- Для начала, мне кажется, нужно каким-то образом убедить человека посетить «живой» концерт хотя бы один раз. Ведь атмосфера непосредственного рождения музыки, которое происходит «здесь и сейчас», неповторима. Все-таки записи, даже самые совершенные – не более чем музыкальные «консервы»… Сравните процесс приготовления шашлыка на природе, в хорошей компании, с унылым открыванием банки тушенки на кухне. Это первое. Во-вторых, мы – Филармония, Храм музыки, - можно еще другие высокие определения подбирать, поэтому должны предлагать слушателям качественный продукт.
Тут нужно принять во внимание, говоря рыночным языком, соотношение цены и качества. Теоретически в Калугу можно пригласить любую звезду мирового музыкального олимпа. Но кто будет платить за удовольствие? Готовы ли калужане отдавать по 10 – 12 тысяч рублей за билет на концерт, скажем, Анны Нетребко? Вот и приходится искать хорошее качество в другом ценовом диапазоне. Впрочем, это проблема любой концертной организации.
Если же говорить о новых формах работы (я не имею в виду рекламу, здесь мы делаем все, что возможно, вплоть до SMS-рассылки в отдельных случаях), мне все чаще представляется проект некоего Клуба друзей филармонии, дискуссионной площадки, где искренне заинтересованные люди могли бы обмениваться мнениями о прошедших концертах, планах и т. п. Я думаю, что рано или поздно эта задумка осуществится. Вообще, нам необходима обратная связь с публикой. Не случайно два года назад мы проводили масштабное анкетирование наших слушателей, главной целью которого было составление общего портрета «посетителя филармонии».
- Станет ли Калуга когда-нибудь городом Культуры, то есть появится ли в ней полноценная культурно-досуговая сфера?
- Я не могу однозначно ответить на этот вопрос. Знаю только, что каждый из нас должен делать на своем месте все от него зависящее для того, чтобы высокая культура миллиметр за миллиметром отвоевывала себе место под калужским солнцем. Поверьте, если бы я не думал, что могу в меру сил помочь этому процессу, я бы не работал руководителем филармонии.
Автор: Андрей ГУСЕВ.
Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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