На уроках «Основы религиозных культур» обращать в веру не будут
Министр образования показал учебники по новому предмету, а мы их почитали.
В последние годы вокруг нового предмета ходит много споров. А в этом, с 1 сентября, учебники по «Основам религиозных культур и светской этике» появятся в портфелях четвероклассников. Пока обеспокоенные родители не имеют возможности даже полистать пособие по столь пугающему многих предмету.
Мы неоднократно писали, что в курсе основ религиозных культур и светской этики шесть модулей. По выбору родителей ребенок будет изучать тот предмет, к которому семья более предрасположена. Выбор можно сделать между основами православной, буддистской, исламской, иудейской культур, либо светской этикой.
К учебнику прилагается специальная брошюра для родителей. В ней инициаторы диковинного предмета оправдываются перед россиянами в том, что взялись за его введение и объясняют, что не собираются обращать детей в религию. Они хотят всего лишь начать преподавать новый предмет, который в будущем поможет детям более полно видеть картину мира и наслаждаться шедеврами искусства, значительная часть которых так или иначе связана с религиями.
Также родительская брошюра разъясняет, что предмет будет светским, вести его будут учителя начальных классов, к которым привыкли и школьники, и родители.
Учебники никакого церковного назидательного тона не имеют. На их страницах рассказывается скорее об истории той или иной религии, а также о ее культурных аспектах, так что бурсу с ее богословскими традициями школа с введением нового предмета напоминать не будет.
Разумеется, многое зависит и от педагога, которому предстоит вести предмет. Создатели брошюры предупреждают: педагог не должен обращать ребенка в религию, а может всего лишь объяснить ему, что это такое. Если родители почувствуют, что на школьника давят, они могут обратиться в администрацию школы с заявлением и даже добиться смены учителя.
Мы почитали эти учебники. Они написаны легким и понятным для маленьких детей языком и призваны, скорее, объяснить ребятам что такое добро, честь, справедливость, милосердие, Родина, нежели приучить их ходить на молебны и ждать благодати. Книги объясняют, что религий много и к каждой из них нужно относиться уважительно.
Но перегибы, чего греха таить, случаются, но не часто. Например, в учебнике по основам православной культуры в разделе, где объясняется, что такое икона, есть фраза: «Если однажды вы встретите святого человека не на иконе, а в жизни, вы почувствуете, что рядом с ним становится светло, радостно и спокойно».
Из этих строк можно сделать вывод, что светские чиновники от образования все же не исключают вероятность чудес в современном мире и даже виделись со святыми, почувствовав свет и спокойствие.
А это наводит на некоторые мысли…
Но таких лирических отступлений немного, учебник «Основы православной культуры», скорее, рассказывает о религии с, можно сказать, технической точки зрения, объясняя, к примеру, на каком уровне рисуется горизонт в иконах, а не сколько поклонов изображенному на ней святому следует бить.
И в остальных учебниках каких-то попыток обратить детей в веру мы не нашли. И делаем вывод, что если педагог адекватен и объективен, бояться нечего. Он грамотно и с достоинством расскажет о предмете, что само по себе неплохо: может, хотя бы следующее поколение будет внимательней и теплее относиться к истории своей страны и ее культуре.
Мы неоднократно писали, что в курсе основ религиозных культур и светской этики шесть модулей. По выбору родителей ребенок будет изучать тот предмет, к которому семья более предрасположена. Выбор можно сделать между основами православной, буддистской, исламской, иудейской культур, либо светской этикой.
К учебнику прилагается специальная брошюра для родителей. В ней инициаторы диковинного предмета оправдываются перед россиянами в том, что взялись за его введение и объясняют, что не собираются обращать детей в религию. Они хотят всего лишь начать преподавать новый предмет, который в будущем поможет детям более полно видеть картину мира и наслаждаться шедеврами искусства, значительная часть которых так или иначе связана с религиями.
Также родительская брошюра разъясняет, что предмет будет светским, вести его будут учителя начальных классов, к которым привыкли и школьники, и родители.
Учебники никакого церковного назидательного тона не имеют. На их страницах рассказывается скорее об истории той или иной религии, а также о ее культурных аспектах, так что бурсу с ее богословскими традициями школа с введением нового предмета напоминать не будет.
Разумеется, многое зависит и от педагога, которому предстоит вести предмет. Создатели брошюры предупреждают: педагог не должен обращать ребенка в религию, а может всего лишь объяснить ему, что это такое. Если родители почувствуют, что на школьника давят, они могут обратиться в администрацию школы с заявлением и даже добиться смены учителя.
Мы почитали эти учебники. Они написаны легким и понятным для маленьких детей языком и призваны, скорее, объяснить ребятам что такое добро, честь, справедливость, милосердие, Родина, нежели приучить их ходить на молебны и ждать благодати. Книги объясняют, что религий много и к каждой из них нужно относиться уважительно.
Но перегибы, чего греха таить, случаются, но не часто. Например, в учебнике по основам православной культуры в разделе, где объясняется, что такое икона, есть фраза: «Если однажды вы встретите святого человека не на иконе, а в жизни, вы почувствуете, что рядом с ним становится светло, радостно и спокойно».
Из этих строк можно сделать вывод, что светские чиновники от образования все же не исключают вероятность чудес в современном мире и даже виделись со святыми, почувствовав свет и спокойствие.
А это наводит на некоторые мысли…
Но таких лирических отступлений немного, учебник «Основы православной культуры», скорее, рассказывает о религии с, можно сказать, технической точки зрения, объясняя, к примеру, на каком уровне рисуется горизонт в иконах, а не сколько поклонов изображенному на ней святому следует бить.
И в остальных учебниках каких-то попыток обратить детей в веру мы не нашли. И делаем вывод, что если педагог адекватен и объективен, бояться нечего. Он грамотно и с достоинством расскажет о предмете, что само по себе неплохо: может, хотя бы следующее поколение будет внимательней и теплее относиться к истории своей страны и ее культуре.