Конспект романа

«Близкие друзья» Евгения Водолазкина поставили на сцене Калужского драматического театра.
Владимир Карпов
24.03.2018, 09:10
2 6163

И опять Калужский драматический гостеприимно принимает, а зрители с доброжелательным вниманием встречают дипломников ведущих столичных театральных вузов. «Крещение» от незнакомых артистов и взыскательных зрителей на сей раз принимали режиссёр Яна Селезнёва (ГИТИС) и художник Елена Микулинская (Школа-студия МХАТ), которые перенесли на сцену повесть модного писателя Евгения Водолазкина «Близкие друзья».

Есть ли границы у сопереживания?

В основе книги — т рогательная история о двух парнях и девушке, которые долгие годы дружили и были влюблены друг в друга. А потом парней призвали на вой  ну. Один из них погиб, а его друг, обещавший похоронить товарища в родной земле, долго возил за собой гроб с телом убиенного, пока не смог исполнить его волю. Сам был тяжело ранен и наконец счастливо женился на вдове друга. А потом… Потом хочется высказать недоумение в адрес автора повести. Понятно, что писательство — т оже род лицедейства. И заманчиво сыграть в тексте роль оловянного солдатика, а то и дворняжки. Но русскому писателю проживать судьбы немецких солдат, воевавших в 42–43-м годах в России в составе гитлеровского вермахта?.. Прочувствовать тяготы русской зимы, да и пыльного лета, страшные картины горящих городов (фу!), тонкости чувств людей, оторванных от дома? Не знаю. У меня не получается. Сочувствовать не получается потому, что я хорошо знаю, ЧТО наделали у меня на родине эти «воины-интернационалисты». Один из персонажей повести, простой русский мужик произносит ключевую фразу: «Всё пройдет». Конечно, нельзя бесконечно жить прошлым, но и уравнивать таким образом захватчиков и освободителей духу не хватает.

Спектакль или читка?

Яна Селезнёва заявлена и как автор инсценировки. Внимательно ознакомившись с повестью, не понимаю, в чём, собственно, заключалась инсценировка. Весь литературный текст аккуратно зачитан со сцены. А поскольку события многих десятилетий изложены у Водолазкина обзорно на 25 страницах, получился своеобразный конспект то ли романа, то ли пьесы. Как будто переводчик за кадром оглашает субтитры: «В 1955 году возоб новляется работа военного училища, и Ральфу предлагают вернуться на службу». З ачитывать ухитряются даже пейзажи. Как-то неудобно уже напоминать, что театр являет зрителю действие здесь и сейчас, но в нашем случае действия нет, а есть только его пересказ.

Интересный опыт —  в копилку калужских актёров

Роли центральных персонажей исполняют Зоя Останина (Эрнестина), Вячеслав Соколов (Ханс) и Кирилл Бессонов (Ральф). Высокая степень их, по выражению Е. Вахтангова, сценической веры, заставляет поверить в искренность их переживаний и зрителя. Бьющая вначале через край подростковая энергия — и гры, прыжки и весёлый смех — понастоящему заражает. Только не стоило всё же предлагать актерам играть на трубе: ведь этот инструмент требует весьма непростых навыков, а в неумелых руках издаёт заунывное сипение, создавая мрачную атмосферу. Может, стоило попробовать, например, губную гармонику? Но вот война. Неустроенность фронтовой жизни. И радость, и тяжесть удачно передаются в числе других и изобразительными решениями. На сцене лежат длинные деревянные ящики, по которым весело скачут молодые в первых сценах. Потом эти короба поочерёдно превращаются в мрачные снарядные ящики, нары и гробы. Актёры яростно кидаются горстями песка, моются грязноватой водой из вёдер, обретая суровый вид окопников. А главное —  глаза их оборачиваются кудато вглубь, лица становятся застывшими. И это, возможно, лучшее в спектакле. Другим исполнителям в этом конспекте пришлось ещё сложнее. Заслуженный артист России Сергей Корнюшин (Ральф в зрелом возрасте) и Тамара Глеклер (прожившая долгую жизнь Эрнестина) почти безмолвно играют трудные воспоминания молодости. Елена Короткова (Брунехильда) с выражением излагает события в микрофон. Роль Дмитрия Денисова, обозначенная как «…и другие», — н астоящий актёрский подвиг: меняя костюмы, социальные роли и даже национальности, он изредка произносит несколько реплик, но в основном перемещает предметы по сцене. Надеемся всё же, что ценным опытом спектакль «Близкие друзья» одарил как его создателей, так и зрителей.

Я. СЕЛЕЗНЁВА

Е. КОРОТКОВА

С. КОРНЮШИН и Т. ГЛЕКЛЕР

Эта статья была опубликована в №12 газеты «Калужский перекресток» от 21.03.2018. Ещё больше интересных материалов в электронном архиве издания.


Новости по тегу
Лента настроения
2 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 2 комментария
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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