«Афинские вечера» как каприччио

Спектакль по самой популярной пьесе Петра Гладилина московский режиссёр Александр Ряписов подал калужанам в форме каприччио с одним антрактом.
Александр Фалалеев
14:02 01.03.2018
2 7171
Читайте KP40.RU:

Любовь Кремнёва и Евгения Сергеева.

22 февраля в Калужском драмтеатре состоялась премьера спектакля «Я подам тебе знак» по известной пьесе «Афинские вечера», многократно поставленной на российских подмостках и экранизированной самим автором.

Простая история

Пётр Гладилин — один из самых востребованных современных драматургов, автор более 20 пьес, которые идут более чем в 50 театрах России и зарубежья. В нашей драме его до сих пор не ставили. Однако настал, видимо, черёд и калужскому зрителю познакомиться с творчеством этого 55-летнего драматурга, кинорежиссёра, сценариста, художника-графика и писателя.

Вполне обыденная вроде бы история, произошедшая в одной московской семье, вполне могла случиться и в любой калужской. Правда, с одним условием — в роду должны быть глубокие аристократические корни, редкий и практически исчезающий вид интеллигенции. А так — извечная тема взаимопонимания поколений.

Игра в четыре руки

18-летняя студентка консерватории, подающая большие надежды пианистка Наташенька (на премьерном показе эту роль исполняла очаровательная Евгения Сергеева, а в очередь с ней играет неизвестная пока калужанам дебютантка Наталья Романова) во время исполнения в четыре руки фа-бемольной фантазии Шуберта так увлеклась, что забеременела. Ответственность за это вместе с ней разделяет перспективный композитор Антон (Дмитрий Казанцев, а может быть, Владимир Прудников — два совершенно разнохарактерных и разнофактурных актёра). Отец Наташеньки Борис Олегович (обаятельный любимец публики, заслуженный артист России Сергей Лунин) — музыкальный критик, преподаватель истории музыкального искусства в консерватории, приверженец классических традиций и строгих нравов — настроен категорически против встреч дочери с «так себе композитором», поскольку мечтает сделать из дочери великую пианистку. И ради этой великой цели готов на любые жертвы. Наташа пребывает в терзаниях — как сообщить родителям, что она беременна и собирается замуж?

И тут появляется Она

Бабушка. Аристократка преклонных лет с холодным взглядом, Анна Павловна Ростопчина (несравненная заслуженная артистка России Любовь Кремнёва). Проездом из Петербурга… А куда? От всех скрывает.

Глава семейства пытается (в воспитательных целях) вызвать бабушку на откровения о морали и нравственности, в которых та воспитывалась. Однако она в одночасье переворачивает всё с ног на голову в семье, где царит дух интеллигентности и особого почитания классического искусства. Чтобы защитить внучку, старушка прибегает к шоковой терапии. Бабушка, оказывается, была не такой уж и пуританкой. Она с удовольствием вспоминает (неожиданно даже для собственной дочери!) свою бурную молодость: как поклонялась богу Эросу, любила участвовать в оргиях — так называемых Афинских вечерах, курила опиум, крутила декадентскую любовь втроём, ну и всё остальное, что полагается эстетствующей молодёжи. Каждый из членов семьи по-своему рисует в возбуждённом воображении то, что происходило на таких встречах. А она всё подливает и подливает масла в разгоревшийся огонь семейной драмы. И всё это для того, чтобы разрешить проблемы и дать возможность появиться новому человечку на земле.

До чего органична и хороша Любовь Кремнёва в роли Ростопчиной, чья юность совпала с Серебряным веком, а зрелость закалена сталинским лесоповалом! В ней и аристократизм, и сила духа, и жизненная несгибаемость. Внучке она открывает то, чего не открыла своей дочери. Анна Павловна, познавшая разные стороны жизни, способна понять и принять ошибки, совершаемые молодыми. Поэтому и внучка в ответ признаётся бабушке в том, в чём боится признаться родителям.

А что родители?

Родители в шоке! Они не меньше бабушки хотят своему ребёнку добра. У них своя правда. Как так?! Их дочь, на которую они положили жизнь и видят в ней блестящую пианистку, беременна! К тому же «автор» ребёнка — еврей! Они не могут этого допустить!

Однако старая дворянка с лагерным прошлым, живое доказательство того, что любовь есть, побеждает! И в противовес отцу и матери становится для внучки и её возлюбленного «в доску своим человеком» во всех отношениях. Как поёт Гарик Сукачёв (и действующие лица), «моя бабушка курит трубку!». Мама (Лариса Фанаскова), помыкаемая тираном, и сам домашний тиран отправлены в нокдаун. Их планы на успешную карьеру дочери рушатся.

Что это?

Комедия или драма? В пьесе и в спектакле, соответственно, есть и комические, и драматические моменты, любовь, тайны, откровения, смех и грусть… Собственно, как и в обычной жизни. Сам Пётр Гладилин назвал сие творение просто: пьеса в трёх действиях. Режиссёры-постановщики видят по-своему: в одних театрах — это комедия, где-то — лирическая комедия, в других — трагикомедия и даже трагифарс. Режиссёр Александр Ряписов пошёл дальше остальных. Изменил название пьесы и формы.

Мудрёно

Что же это такое — каприччио с одним антрактом? С одной стороны, каприччио — виртуозное музыкальное академическое произведение с неожиданными эффектами, написанное в свободной форме. Несмотря на то что это жанровое обозначение в ходу по меньшей мере с XVI века, твёрдого его определения не существует. С другой — это жанр пейзажной живописи с изображением архитектурных фантазий, в основном руин вымышленных античных сооружений. Этакие фантастические картины. Франсиско Гойя написал известную серию офортов «Капричос», изображающих жизнь Испании в мрачной гротескной манере. Что же имел в виду режиссёр? И что в итоге получилось? Не знаю, как другие, а лично я увидел добрую, смешную семейную историю с нотками мистики.

Только смех этот грустный

Несмотря на то что и в пьесе, и в спектакле есть ярко выписанные и отлично сыгранные эмоционально насыщенные сцены, где комическое граничит с трагедией, а за гротеском скрывается драма, всё-таки до слёз у публики дело не дошло. Плакать было не от чего. Возможно, причиной тому игра актёров. Сергей Лунин, как всегда, великолепен! Однако, как показалось, играет продолжение своей великолепно сыгранной роли отца в «Доме солнца». Актёр сделал достаточно сильный акцент на комическом, которое выплескивается в зал и пластикой, и репликами, откровенно рассчитанными на смех. Невольно пришло сравнение с «Поминальной молитвой», где актёр демонстрирует глубокую философскую интонацию. Вот там ощущается настоящий трагизм. Тут комичное и слегка печальное идут рука об руку. Зал дружно хохочет не только над реакцией Бориса Олеговича на то, что его теща принимала участие в оргиях (пресловутых Афинских вечерах), но и на многие другие ситуации. Так же легко и весело играют и остальные актёры.

Кажется, всё сложилось по сценарию Анны Павловны. По каким-то непостижимым мистическим путям душа её перешла к новорожденной дочери Натальи. И, как и предсказывала урождённая Ростопчина, она подмигнула-таки молодой маме левым глазом — подала знак! Однако хэппи-энда нет. Поскольку мистика и счастливый конец плохо совмещаются, а в жизни за мгновением радости следуют сотни трудных минут. Как есть — каприччио.

О чём спектакль?

Конечно, о любви. А вообще, неблагодарное это дело — объяснять смысл, заложенный в пьесе. Надо идти и смотреть. Лично мне, благодаря актёрам, интересной сценографии художника-постановщика Максима Железнякова и вопреки странному эклектичному музыкальному оформлению, а также непонятным режиссёрским изюминкам, как, например, хор дворников, спектакль в целом понравился.

К слову, учитывая, что сам автор приехал на премьеру и весьма живо реагировал на происходящее, возможно, калужская публика увидит и другие пьесы этого драматурга.

Эта статья была опубликована в № 9 газеты «Калужский перекресток» от 28.02.2018. Ещё больше интересных материалов в электронном архиве издания.


Новости по тегу
Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Всего: 2 комментария
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Зайцева Лидия

Беспредел!!! Почему замены стояков, промывки всякие должны вообще делать за счет потребителей!!!!?Управляшка же все делает за счет средств собственников. А виновники - Теплосеть, Водоканал всегда выходят сухими из воды. Где справедливость!? За что надзорные органы получают зарплату!? За то, чтобы нахлобучивать УО, а по факту самих потребителей, т.к. УО работают за деньги этих несчастных? Или они считают, что ресурсники подают качественный продукт - воду, а УО или жильцы ее на вводе дом засыпают железом, кальцием и прочими металлами, чтобы потом развлекаться жалобами, судами и ремонтами в доме!!!! И ладно бы это был какой-то уникальный случай, таких много, мы в таком же жили на Николке! Либо бойлер ставь и плати за электричество, как за крыло самолета, либо глей ведрами на плите, как в глухой деревне((( По инстанциям можно ходить бесконечно, хоть лоб разбей ничего, отписки, отмазки. А ресурсники за наши деньги как подавали г…, так и подают ((((!!!!

...
12:39 22.06
2 3455
Партнёрские новости
Давайте обсудим
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
Опрос
С этого года россиян будут наказывать за продажу выращенного на даче картофеля. Штраф до 2000 рублей. Что думаем по этому поводу?
3 Конечно правильно, пусть торгуют как все, по правилам  (1%)
145 Не поддерживаю. Совсем озверели, бабульки продают не от хорошей жизни!  (69%)
10 Мне все равно, я покупаю картошку в магазине.  (5%)
15 Организуйте сначала цивилизованные места для такой торговли.  (7%)
4 Ничего не думаю, я выращиваю картофель только для себя.  (2%)
34 А почему только картофель? Что за дискриминация? Тогда уж и за морковку и петрушку пусть штрафуют!  (16%)
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