Понедельник, 24 сентября
$ 66.25 0.22
78.08 0.32
Данный ресурс может содержать материалы 18+
Добавить в афишу

Выставка "Страна Советов 1917-1927 гг. в рисунках художников-графиков (печатные листы из частной коллекции)"
0
    Оценка
Место проведения

1 марта в Боровске, в музейно-краеведческом комплексе "Стольный город Боровск" начинает работу выставка "Страна Советов 1917-1927 гг. в рисунках художников-графиков (печатные листы из частной коллекции)".

Годы рождения советского государства – это годы начала нового периода мировой истории. Было это начало грозным и бурным. В первых же нелёгких «боях» приняло участие и новое советское искусство. Наиболее оперативными и последовательными оказались графика, рисунок, печать. 

Самый состав советской графики в первое время её зарождения, роста, развития был сложен. День «вчерашний» и день «завтрашний» в 1917 и 1918 году встречались, обгоняли один другой, то враждовали, то дружили порой. Графика начиналась с нужного, необходимого и простейшего – с журнальных и газетных рисунков на злобу дня. 
Советская графика связана прежде всего с именем В.И. Ленина и образом рабочего. Ленина рисовали крупнейшие художники страны: И.И. Бродский, Г.С. Верейский, Н.И. Альтман, Н.А. Андреев. С несомненной симпатией к образу рабочего отнеслись маститые русские художники: Н.А. Касаткин, Д.Н. Кардовский, П.И. Нерадовский, Н.П. Ульянов, а также более молодые – Н.А. Тырса, К.И. Рудаков, Л.А. Бруни и др. 

Крестьянская тема тоже стала играть в графике важную роль. 
  
   Совершенно с иной стороны здесь раскрыл себя известный живописец советской страны С.В. Герасимов. Его литография, предназначенная для журнала «Печать и революция», но в своё время не опубликованная, сейчас представляется очень типичной для 20-х годов. Сама композиция семейной группы – крестьянина, жены его, сына-красноармейца – похожа на типичную фотографию тех лет. Она показательна.  

Вместе с тем следует помнить о требованиях критики того времени: обязательно изображать людей труда и земли «на подъёме», при возможности – празднично и нарядно. Именно такими являются работы Б.М. Кустодиева. Первые послереволюционные годы вообще были началом ряда совершенно небывалых художественных явлений. Так, в Петрограде, в частном ещё издательстве «Алконост», вышла поэма Александра Блока «Двенадцать» с рисунками Ю.П. Анненкова, одобренными самим поэтом. 

Был и оставался для графики не менее любимым и ценным, чем сцены труда и быта, пейзаж страны – севера, средней полосы, юга и востока. Характерно, что в 20-х годах пейзажная тема лучше решалась в офорте, литографии, в смешанных техниках и, конечно, в рисунках и акварелях. 

С первых дней революции ярко зазвучали темы гражданского долга, общественной жизни, защиты Отечества. Это и работы И.А. Шпинеля, сочетавшего строгость ксилографии с красочными приёмами плаката, и полные сдержанности рисунки Л.Е. Фейнберга, и реалистичные литографии Г.С. Верейского, и обобщающие образы революции, созданные В.А. Фаворским, В.М. Конашевичем и другими. 

Всё это говорит о том, что советская графика первого десятилетия обладала огромным зарядом энергии, была полна исканий, экспериментов и дала начало новому этапу непрекращающегося развития. 

Выставка продлится до 15 апреля.



Комментарии