Бояре из Балабаново, девушки в кокошниках и «Катюша»: как наши болели на Евро-2016

Опубликовано: 06.07.2016 09:12 21 10409
Бояре из Балабаново, девушки в кокошниках и «Катюша»: как наши болели на Евро-2016

Чемпионат Европы по футболу 2016 года запомнится, наверное, не только ярым болельщикам, но и людям, далёким от спорта. Во многом «благодаря» конфликту в Марселе, где 10 июня подрались российские и английские болельщики. Несколько дней подряд после этого пользователи Всемирной паутины сходились уже в виртуальных поединках в попытке найти правых и виноватых. Один из комментариев запомнился особенно. «Вот из-за таких ситуаций, - написал автор, - многие и перестали ходить на футбол семьями. Да и в одиночку страшно». 

Возможно, поэтому стало немного тревожно, когда я узнала, что мой коллега, теле- и радиоведущий Дмитрий ЧЕНЦОВ, отправился во Францию, в Лилль, чтобы посмотреть игру российской и словацкой сборной. Прямых выходов Димы в эфир и его публикаций в социальных сетях друзья и знакомые ждали, почти как фронтовых сводок.  

- Да, у меня и моих друзей – мы ездили во Францию на моей машине вчетвером – перед поездкой тоже были лёгкие переживания в связи с событиями в Марселе, - говорит Дмитрий. – Один из товарищей, посмотрев новости по телевидению и почитав газеты, сказал: «Мне страшно». Но мы его уговорили, и в итоге он поехал с нами. 

Поездка  планировалась примерно за месяц. Билеты обошлись нам всего в 25 евро за штуку. Их выиграл один из наших товарищей в конкурсе-лотерее, который проводился на сайте УЕФА. А вообще стоимость билетов варьировалась от 4000 до 460000 рублей в VIP-зоне.  

Игра сборной России со словаками состоялась 15 июня. Мы выехали заранее, вечером 10 июня – с таким расчётом, чтобы осталось время погулять по Парижу. В общей сложности преодолели больше 2600 км. Сначала большой перегон – примерно 1700 км – до города Згожелец, это в Польше. Там сделали первую остановку. Из Згожельца отправились во французский городок Гувье, расположенный в 50 км от Парижа. Это ещё около 1000 километров. В Гувье живут наши знакомые, у которых мы остановились. 

- К российским болельщикам относились как-то особенно? 
- Никакого негатива мы не чувствовали. Все настроены очень благожелательно, от нас никто не шарахался. Хотя поначалу, когда мы ехали по территории Польши, определённые опасения были. Бытует мнение, что поляки недолюбливают россиян. Из-за этого мы не сразу выставили на автомобиле специальную табличку, сделанную на французском и английском языках: «Евро – 2016. Наша машина едет на чемпионат». Не сразу надели и фирменные футболки, сделанные специально для этой поездки. Впереди написано: «Евро-2016. Россия – Словакия» - и по-французски: «Мы любим футбол». На спине сделали надпись: «Калуга – Лилль. 2600 км». В первый раз вышли в наших майках «в народ», когда приехали в Гувье. Одну футболку подарили знакомому, который приютил нас. Он тут же надел её и два дня ходил в ней на работу.


Дмитрий Ченцов с друзьями в компании француза Филиппа и членов его семьи. 

- В первый день пребывания во Франции мы посетили замок Шантильи – это что-то вроде маленького Эрмитажа. Там, кстати, снимался один из фильмов о Джеймсе Бонде. Весь следующий день провели в Париже. Рано утром 15 июня отправились в Лилль. Он находится примерно в 160 км от Гувье. Матч начинался в 15:00. Мы приехали часов за 5 до него, и правильно сделали: благодаря этому нам удалось удачно припарковаться на стоянке аутлета. Буквально через полчаса она оказалась полностью заполнена машинами болельщиков. Кстати, многие приехали семьями: с детьми, бабушками и дедушками. 

Все начали готовиться к матчу, переодеваться. Атмосфера была очень дружеская. Русские обнимались со словаками, желали своим командам удачи. 

Россия и Словакия – дружба навеки. 

- На входе на стадион стояло несколько кордонов. На первом у нас проверили входные билеты. Меня попросили сдать в камеру хранения фотоаппарат, приняв его за профессиональное оборудование. Туда же отправились и наши рюкзаки – проносить разрешали только маленькие сумочки. С собой мы привезли российский флаг. Древко из него вынули и выкинули, а само полотнище вернули. Было немного досадно, когда потом на противоположной трибуне мы увидели словацких болельщиков, у которых с флагами оказалось всё в порядке. Видимо, где-то досматривали не так строго. Отношение везде было доброжелательное, а досмотры проходили очень быстро. 

За час до начала матча России и Словакии. Трибуны ещё пусты. 

- Нам достались места за воротами российской команды. Словацкие болельщики разместились на противоположных трибунах. Видимо, УЕФА при продаже распределил билеты таким образом, чтобы избежать конфликтов между российскими и словацкими болельщиками. 

Перед матчем я искал для интервью интересных в визуальном плане болельщиков. В какой-то момент увидел на трибуне «настоящих» русских бояр: меховые шапки, шубы. Оказалось, что они из Балабаново. Ребята в таком виде ездят на Олимпиады и другие спортивные мероприятия. На вопрос, как они болеют, ответили: «Поём «Катюшу». И запели. 

«Катюша» в тот день звучала на стадионе несколько раз. Сначала её включили во время разминки нашей команды. К тому времени трибуны процентов на 50 уже были заполнены. И все, кто знал эту песню, грохнули: «Расцветали яблони и груши…» Честно скажу: у меня в тот момент побежали мурашки по коже. Я вместе со всеми стоял и, не стесняясь, пел «Катюшу» во весь голос. В тот момент ощущал необыкновенную гордость за свою страну. К сожалению, длилось это недолго.  

- За весь матч мы не присели ни разу. Игру смотрели стоя. «Болеть» у телевизора и на стадионе – это совершенно разные вещи. Очень видна разница в культуре «боления» у фанатов разных стран. У словаков, на мой взгляд, это получалось более сплочённо и отработанно. Мне даже показалось, что ими кто-то руководит. У нас же, по большому счёту, в арсенале только «Катюша», «Давай, Россия!», «Россия, вперёд!» и некие хлопки с убыстрением. У словаков и ассортимент кричалок побогаче, и чисто внешне они выглядели колоритнее. На наших трибунах были бояре, кое-где мелькали кокошники, бескозырки, шапки-ушанки. Но в основном стандартный набор: футболка и флаг. У болельщиков словацкой сборной и флаги, и футболки, и парики, и разрисованные лица. 

- Поддержка болельщиков имеет значение для игроков? 

- Думаю, что имеет. Я сам занимался спортом и знаю, что присутствие болельщиков и их поддержка придают команде ответственность и даже могут влиять на исход матча. Болельщики создают атмосферу и себе, и игрокам. К сожалению, нам, по сути, смотреть оказалось не на что. Как только российским футболистам закатили первый гол, народ скис. Получилось, как в той известной олимпийской песне: «На трибунах становится тише…» Словаки, в отличие от нас, духом не падали. Потом, когда Артём Дзюба пытался забивать в ворота соперника, мы слегка воспряли, но итоговый счёт, увы, оказался не в нашу пользу. Стадион болельщики покидали с не очень хорошим настроением. Многие по-настоящему переживали поражение нашей сборной, в сторону поля звучали советы тренеру и игрокам. 

- В финале поездки ты написал на своей страничке в «Фейсбуке»: «Каждый получает то, за чем он едет». То есть возможность получить удовольствие от игры и не стать жертвой безумных фанатов есть? 

- Конечно. К тому же события в Марселе были локальные, и участвовали в них ультрас – условно профессиональные болельщики, которые ездят за трофеями. К примеру, если ультрас привезёт в Россию шарфик или футболку, отобранные у английского фаната, то он в своей среде считается крутым. К тому же у этой категории болельщиков есть определённая культура «боления» - нередко агрессивная, вплоть до того, что они назначают друг другу встречу после игры для драки. Вполне возможно, так было и с событиями в Марселе. 

Лично я благодаря этой поездке понял одно: у простых людей за границей отношение к другим совершенно нормальное, независимо от того, из какой страны ты приехал. Небольшой пример: на обратном пути мы заблудились в поисках гостиницы, в которой забронировали номера. Оказалось, что в Интернете неправильно указан её адрес. Это случилось недалеко от Варшавы. Поздний вечер, темно, мы останавливаемся возле какого-то дома, ковыряемся в навигаторе. Его жителям мы, видимо, показались подозрительными. Они вызвали полицию. Приехавшие полицейские, узнав о нашей проблеме, не только помогли найти правильный адрес гостиницы, но ещё и проводили нас до неё. 

Полностью эту статью можно прочитать в свежем номере «Калужского перекрёстка», который вышел в свет в среду, 6 июля. Она также доступна для просмотра и скачивания в электронном архиве газеты. 

Наша справка
Движение «Ультрас» – организованные группы из болельщиков для поддержки спортивных команд, главным образом футбольных клубов. Наибольшее распространение это явление получило в Европе и Латинской Америке, но такие группы можно встретить и в странах других континентов.

Фото из личного архива Дмитрия ЧЕНЦОВА. 

Опубликовано: 06.07.2016 09:12 21 10409
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев