Владимир Паперный — об оттепели, стёбе экс-главного архитектора Калуги и переменах

Пришедшие на лекцию явно соскучились по умному общению, но, увы, даже самую увлекательную беседу способно оборвать обычное расписание электричек...
Даниил Марченко
08.02.2019, 21:30
5 7641

Владимир Паперный — об оттепели, стёбе экс-главного архитектора Калуги и о том, когда нам ждать перемен.

На лекцию Владимира Паперного я шёл как на рассказ о сталинском ампире. Конечно, название «Оттепель: между трагедией и фарсом» не слишком вязалось с обещанием, что «автор на примере сталинской архитектуры и скульптуры разберёт смысловые и стилевые особенности тоталитарной культуры», но мало ли...

Тяга к знаниям

К слову, до этой лекции я о Владимире Паперном, к своему стыду, даже не слышал. Видимо, довольно броские заглавия работ («Культура Два», «Мос-Анджелес»), интерес к советскому мифу и некоторая созвучность фамилий сделали своё дело: я ожидал увидеть кого-то вроде Павла Пепперштейна — ­немного эксцентричного эстета-интеллектуала средних лет. На самом деле оказалось, что Владимиру Зиновьевичу 74 года (информация из «Википедии» — выглядит лет на 20 моложе), он постоянно живёт в Калифорнии, куда переехал ещё в 1981-м, а список его занятий может кому-то показаться случайной выдачей вакансий: актёр, фотограф, театральный художник, культуролог, журналист, дизайнер, начальник рекламного отдела…

В Калугу Паперный уже приезжал несколько лет назад. Нынешний же его визит состоялся непосредственно благодаря Даниилу Кузнецову из Калужского туристско-информационного центра и опосредованно — Марку Цукербергу, сделавшему мир ещё более тесным. Слушателей собралось человек 25–30, причём это была довольно пёстрая публика — продвинутая молодёжь, пенсионеры, завсегдатаи местных культурных мероприятий.

На первый-второй рассчитайсь!

Наконец после короткого представления гостя началось выступление. Сразу прозвучала оговорка, что обычно рассказ длится дольше, но у Владимира Зиновьевича через 2 часа поезд, поэтому кое-что придётся опустить.

Довольно скоро стало очевидно, что к сталинскому ампиру содержание лекции имеет весьма косвенное отношение. В её основу легла диссертация Паперного, позднее изданная в виде монографии «Культура Два». Концепция вкратце такова: ­существует два разных, циклично сменяющих друг друга типа культуры, — «культура 1» и «культура 2». Первая характеризуется разрывом с традицией, активными поисками новых, адекватных духу времени форм, высоким уровнем открытости и свободы и т. д. Условно говоря, это эпоха русского авангарда.

Вторая разновидность, соответственно, является некоей противоположностью: она обращена к прошлому и более закрыта, причём во всех смыслах. Этому типу культуры соответствует сталинская эпоха. Всё это Владимир Зиновьевич подтверждал сопоставлением разно­образных фактов, цитат, дополнял музыкальными фрагментами, кадрами хроники и игрового кино.

Второй ключевой тезис лекции (отсюда и название) восходит к знаменитому афоризму Маркса о том, что история повторяется дважды, — сначала как трагедия, а затем как фарс. По мысли Паперного, оттепель — это несколько фарсовый извод «культуры 1». В завершение было показано несколько сцен из фильма Эфроса «Високосный год» (1961), одну из главных ролей в котором сыграл Владимир Зиновьевич, тогда ещё просто Володя.

Возврат к архитектуре

Подошло время вопросов. Надо сказать, что Паперный почти сразу завладел вниманием аудитории, а сама обстановка была камерная, не лекция — интеллектуальный квартирник. Оказалось, что Владимиру Зиновьевичу Калуга духовно близка, ведь он довольно серьёзно интересуется русским космизмом и даже считает, что благодаря некоторым идеям Цио­лковского, Чижевского и Фёдорова можно создать некую идеальную «культуру 3».

По его мнению, цикл жизни каждого типа культуры соотносится с солнечной активностью — по Чижевскому  — и составляет где-то 22 года, так что современная «культура 2», возможно, сменит регистр уже через ­несколько лет.

К Паперному было много вопросов и как к архитектурному критику. Он, например, считает бывшего главного архитектора Калуги Сергея Ткаченко одним из наименее интересных представителей «лужковского постмодернизма», а его работы — профессиональным стёбом.

Пришедшие на лекцию явно соскучились по умному общению, но, увы, даже самую увлекательную беседу способно оборвать обычное расписание электричек…

Эта статья была опубликована в №6 газеты «Калужский перекрёсток» от 06.02.2019. Ещё больше интересных материалов можно найти в бумажной версии или электронном архиве издания.


Лента настроения
6 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 5 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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