Версия: имя Калуге дал кулич

Опубликовано: 16.04.2023 09:00 5 4914
Версия: имя Калуге дал кулич

Публикуем статью   на тему: «Необычные версии происхождения названия нашего города» присланную в редакцию калужским писателем Владимира Толстовым.

В ней он рассказывает об оригинальной версии происхождения имени нашего города.

По мнению калужанина, корни его лежат в древних славянских традициях.

Сегодня я хочу раскрыть одну из очень интересных, на мой взгляд, и любопытных версий происхождения названия нашего города. Сколько их было уже?  Много. Но вот ещё одна, возможна она приблизит нас к истокам.

Причем тут ягоды

Здесь я хочу обратить ваше внимание на происхождение созвучных названий КАЛУГА и КУЛАГА. Выскажу предположение, что древнее название нашего города было связано с дохристианским, культовым местом и обрядом проведения праздника Ивана Купалы. А также с древне-русским обрядовым напитком, близким по консистенции к киселю, приготовленному из лесных ягод и мёда. Назывался этот напиток кулага.

В его состав входили только лесные ягоды:  черника, земляника, малина, брусника, голубика, калина. Ягоды клали в печной горшок, заливали проточной водой один к одному, добавляли солод и оставляли томиться в печи «на легкий дух. Затем добавляли ржаную муку, прогретую до золотистого цвета, и мед. Всё это снова перемешивали и томили дальше.

Процесс томления должен был быть теплым, но не горячим. В результате этого томления образуются особые ферменты, богатые витаминами группы Вг, Вв, В12 и Bi5f, создающие совместно с токоферолами, которые возникают в процессе дрожжевого брожения, а также с активными витаминами калины (С и Р).

Этот напиток имел поразительный эффект «вселечащего» продукта. Недаром кулага применялась для «пользования» от любых болезней — простудных, нервных, сердечных, почечных, желчекаменных, печёночных, — неизменно давая отличный эффект. Не зря есть русская поговорка: «Кулажка не бражка (не пьяна, ешь вволю)».

Слово-перевертыш

Раскрыть эту интересную тему нам помогут древне-славянские названия, сохранившиеся и часто встречающиеся, например, в белорусском языке, где глагол «кулагаться» означал «плюхаться» или «плескаться». Так назывался ритуал омовения в реке и снятие порчи на Ивана Купалу.

Именно в этот день по преданию наших праотцов оживала всякая нечисть. Поэтому, чтобы «отвернуть её» (нечисть-нежить) необходимо было употребить кулагу до полуночи. Пили кулагу и юноши, и девушки, на лугу на горе - это ничто иное как знакомые нам всем возвышенности, например, на старом  городище  на реке Калужке или на  месте бывшей калужской крепости, там где сейчас находится Центральный парк культуры и отдыха.

На возвышенности водили хороводы возле огромного костра, там юноши выбирали себе подруг, бежали с ними вниз с горы к Оке (там, где сейчас смотровая площадка) и «кулагались» - окунались в воду, плескались и игрались в воде, смывали с себя всю прилипшую за год нечисть!

А уж потом шли, вместе с избранницей-подругой, в лес до рассвета искать счастье и «папарац-кветку» (цветок папоротника)!

Так, к примеру, белорусы  издревле  изготавливали из  лесных  ягод и экзотические  хмельные напитки, настойки и наливки, умели делать «спотыкачь» на черной смородине, и «ганеболевку» на голубике.

Место на горе, где проходили игры, пили напиток и куда с древних времен приходили выбрать невест называли – кулага. Оно и осталось в памяти народа под этим названием. Запомнилось, схранилось, так же, как и те древние возвышенности в старых городищах на речке Калужке.

Пройдя путь из глубины веков в этом названии буквы У и А поменялись местами (это обычное дело для столь продолжительного времени) и такие возвышенности стали произносить как Калуга.

Калуга-кулич

Далее мы сталкиваемся с ещё одним, не менее интересным временным этимологическим феноменом, где кулага превращается в кулига – поляна на горе.

Со временем кулига превратилась в христианский обрядовый праздничный пасхальный символ – церковный хлеб, высокий пирог - кулич. Пасхальный Кулич – является незаменимым хлебным символом великого светлого христианского праздника Пасхи. Приготовление пасхальных куличей и их освящение в церкви – является одним из самых светлых христианских обычаев.

Кулич является символом памяти о Спасителе Иисусе Христе, который был распят. После смерти учителя, его наставники во время трапезы оставляли место Иисуса свободным, и клали туда хлеб. Так возник и существует до сих пор так называемый «церковный хлеб». Неслучайно наш прославленный художник Иван Яковлевич Билибин, как известно имевший давние калужские корни, вписывал в свои картины «сказочный город на горе», думаю вдохновленный видом Калуги, ни дать ни взять высокий сказочный кулич!

Было бы странно, если бы художник не обратил на такое сходство своего внимания! Обратите, пожалуйста, и вы. И, действительно, если смотреть с правого берега на наш город, то так и есть - это город-кулич с картины художника Ивана Билибина, наша прекрасная  Калуга.

Опубликовано: 16.04.2023 09:00 5 4914
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев