Калужский шаржист Андрей Фандеев: «Я рисую два больших шара, из-за которых торчит причёска, и все понимают: это же Лизонька!»

Нашего талантливого и харизматичного земляка Андрея ФАНДЕЕВА знают не только в Калуге, Обнинске и родном Людиново.
19:00 16.12.2021
4 6029
Автор: Кирилл Гизетдинов. Фото из арихва Андрея Фандеева.
Читайте KP40.RU:

Нашего талантливого и харизматичного земляка Андрея ФАНДЕЕВА знают не только в Калуге, Обнинске и родном Людиново. Своим искусством и энергетикой он давно обаял всех любителей шаржа в нашей стране!

Кто-то смотрит на него с широко раскрытыми от восхищения глазами, а кто-то бьёт на свадьбе, но равнодушных – нет.

Ещё бы! Нарисовать за час 70 шаржей с натуры? Легко! Провести шарж-шоу на свадебном корпоративе? Всегда пожалуйста! Нужны лишь бумага, маркер и масляный карандаш.

О своём творческом пути, востребованности шаржиста в наши дни, необычных ситуациях на работе и многом другом он поделился с нашими читателями.

«Художник не тот, кто может, а тот, кто видит»

– Андрей, расскажите пару слов о себе: где родились, учились?

– Я родился и вырос в Людиново.

От матушки мне достался трельяж, на обратной стороне которого была нарисована королева. Мне было три года с небольшим, я забирался на трельяж, и пытался её нарисовать. То есть получается, что рисовал я всегда.

Потом пошёл в детскую художественную школу, следом за сестрой, а затем в художественное училище в соседнем Кирове, где учился на художника-оформителя.

Потом работал по специальности на заводе, и там-сям. Вплоть до преподавателя в той же детской художественной школе, которую сам закончил. И всё это в рамках Людиново. То есть творческий старт у меня был в родном городе.

– Можно ли научиться рисовать? Сколько времени на это нужно?

– Если есть талант, харизма (что в переводе с греческого означает «дар от Бога»), который разбудят наставники, преподаватели и родители, то к этому таланту прибавятся ещё и навыки.

Конечно, продаются книги, в которых учат основам рисования. В Интернете есть куча видео «Научим рисовать с нуля». Но если ты не писатель, ты не напишешь красиво, а печатать текст на клавиатуре можно научить каждого. Так и тут.

Как говорят мудрецы, нужен талант и усердие. Тогда всё будет окей. Со мной в группе училось двадцать шесть человек, но сейчас изображениями занимаюсь я один.

Тогда было не менее семи ребят, которые были на семь голов выше меня. А сейчас они ушли вставлять двери и окна, продавать мясо.

Таким образом, мой ответ – нет. Должна быть халява - талант.

– То есть художественное образование, в общем-то, и не нужно?

– В мире постмодерна и надвигающегося трансгуманизма – нет.

Я смотрю на работы девочек орловского, смоленского и калужского училищ, и могу их отличить. Их научили рисовать так, как умеют рисовать в этих городах. Поэтому одну и ту же берёзку они рисуют одинаково. Потому что так научил препод. А самого препода так научил предыдущий препод.

Так все глазуновщики рисуют одинаково. И строгановцы тоже одинаково. Но на сегодняшний день «сердца постмодерна» образования не нужно. Так, Вася Ложкин, Николай Копейкин и Иван Семесюк не умеют рисовать. Но они художники, и их ноздри чуют…

Думаешь, Малевич умел рисовать? Но его квадрат висит в Эрмитаже.

Получается, что сегодня художник – не тот, что может, а тот, кто видит. И, о ужас, когда видишь, но не можешь…

Современного художника интересует не мастерство, а идея, которую он видит и сообщает. Зритель её и поглощает. Поэтому на сегодняшний день образование художнику не нужно, если он не ставит перед собой цели стать классическим и перешагнуть Левитана. Но кому сейчас нужен Левитан?

«Издеваюсь над людьми за бабло»

– Сразу ли вы пришли к шаржу?

Сразу. Это ещё из школы, когда у меня в голове ещё не было осознания того, что я – художник. В то время я хотел стать официантом или тореадором, а не художником.

Но, несмотря на это, всё время рисовал. В школе у нас была Таисия Михайловна, которая преподавала физику. А я её не очень любил, как и саму физику. Тогда в школе я выпускал журнал «Тунеядец», и она попала в него в виде карикатуры. У неё была особенная походка и своеобразный изгиб носа, и вообще она выбешивала меня.

И, нарисовав в своём журнале карикатуру на неё, я послал этот рисунок по классу, что вызвало хорошую реакцию. Потом нарисовал других училок, и понял, что дети реагируют на это. Всё это выглядело как некая детская конъектура.

И, совершенно интуитивно, я понял, что могу рисовать карикатуру. Вау!

Вроде не очень похоже, но это она! Все же узнали Таисию Михайловну. Все же поржали.

Тогда я ещё не знал, что существует слово «шарж». Но уже в ранней школе я начал его эксплуатировать. И это пошло, как цепь: из класса в класс, из школы в школу. А потом это превратилось в шоу и даже бизнес. И теперь я выскакиваю на перфомансах перед микрофоном, и издеваюсь над людьми за бабло.

– Какие качества, навыки необходимы шаржисту?

– Главное – цинизм. Например, перед тобой сидит хорошенькая девочка, а ты должен пожелать увидеть именно шарженичные формы. Поэтому на любимого человека не хочется рисовать карикатуру.

Но, отходя в сторону от близких и любимых, ты как бы входишь в пространство цинизма. Начинаешь выискивать гипертрофированные формы, а это достаточно цинизно. А при этом нужно ещё задать комизм. Моя работа – это всё-таки шоу. Поэтому всё это должно быть весело и задорно.

И ещё. Художники делятся на кучу направлений. Есть пейзажисты, анималисты, те, кто рисует нотюрморты, анатомисты, портретисты и т.д. Шаржисты – это разновидность портретистов, то есть тех, кто рисует человека.

Например, мне совершенно неинтересно рисовать пейзаж. Я вообще не понимаю, зачем рисовать пейзаж. Тебе хочется увидеть прекрасную природу? Иди в лес!

А вот человека нарисовать – другое дело. Причём не похожесть нарисовать, а потрошок вынуть, характер просечь. А рисовать мёртвую булку – зачем?

Человек – это макрокосм. В нём всё: и природа, и религия, и плоть, и мысль… Всё это в лице человека. И это интересно. Но, безусловно, должен быть определённый склад личности, чтобы этим заниматься.

– Карикатура и шарж – это разные вещи?

– В словарях почти всегда пишут, что это одно и то же. Но в нашем сознании шарж – это всегда издевательство, всегда цинизм, всегда гипертрофирование форм. Вроде перед тобой милая девочка, а ты ей если не губища, то сиськи пририсовал.

Любопытно, что карикатура, в отличие от шаржа, попала на страницы газет и стала политизированной. Но для себя я стараюсь их не делить. Поэтому часто мне заказывают рисунок как шаржисту, а в газету она попадает как карикатура.

Русский шарж

– Согласны ли с тем, что классический шарж – это почти мультяшка?

– Дело в стилистике. Один шаржист рисует шарж как анимешку, другой – как советскую мультяшку. Есть американский и европейски шаржи. Как мне сказали коллеги, у меня совершенно индивидуальная стилистика.

Я понял свой стиль ещё лет двадцать назад, в Крыму: нужно нарисовать чуть похоже и гипертрофировать всё это. По сути, это и есть русский шарж.

В американском шарже берут какую-то очень узнаваемую часть (например, узкий глаз китайца), а всё остальное делают, как угодно. В России это не прокатывает.

Почему?

– Это национальная особенность. Нам нужно больше индивидуальности в изображении.

Хотя, например, вот есть женщина-грудь. Никто ей в глаза не смотрит, все смотрят на сиськи. И я рисую два больших шара, из-за которых торчит причёска, и все понимают: это же Лизонька!

«На моих стенах висит русская классика»

– Шаржи какой тематики вам наиболее близки?

– Сейчас я – конъюнктурщик. Я – взрослый мальчик.

И уже дело не в том, есть у тебя вдохновение или нет. У тебя за спиной мешок с опытом. Ты забираешься в него и достаёшь то, что ближе клиенту. Что ближе мне – не имеет значения.

То есть шарж – это не только мои творческие проявления, но и зарабатывание денег, угождение заказчику. Потому что я у себя на стенах шаржи не вешаю. На моих стенах висит русская классика. И даже постмодерн я тоже убрал.

Конечно, шарж будет в моей стилистике, но я буду угождать клиентам. Мне нужно их развеселить. Потому что то, что нужно мне – вторично. И в этом мастерство автора.

– Когда удаётся нарисовать самые удачные шаржи?

– Шарж-шоу похоже на конвейер, когда люди с разными душевными состояниями и эмоциями садятся напротив. И успех, если из семидесяти человек будет десяток шаржей, которые получились хорошо. Замечательно, когда я понимаю, что попал. Иногда похожесть – вообще ерунда.

Бывает, девочки так накрасятся, что я не вижу, где линия глаза. Макияж, щёчки, тень подложили, и как будто худенькая, а она как глобус.

Поэтому важно почувствовать, что «я её понял». И то, как я её понял, вот здесь, на бумаге.

– Кого Вы больше любите рисовать: детей, женщин или мужчин?

– Сложно рисовать детей и стариков.

Дети ещё не гипертрофированы и очень неиндивидуальны. Они ещё не впитали родителей, они ещё не отразили всё это. Ещё не все лепестки распустились, ещё нос не вырос, и уши не оттопырились. Да, у детей есть индивидуальные черты. Но они не для шаржа, они для умиления. Поэтому часто, когда я рисую детей, то больше угождаю маме.

Пожилых жаль. У них гипертрофировано всё. И хочется нарисовать потрошок, а там уже ад… Они уже пережили и ненависть, и предательство, и все эти печати на лице. Поэтому их больно рисовать.

«Изучая других, изучаешь себя»

– Смогли бы нарисовать шарж на себя?

– За это не платят (смеётся). Да уже и незачем. Сейчас у меня другие задачи.

Мы все друг друга отражаем. По юности я много себя изучал и рисовал. Как, например, мультипликаторы, рисуют Микки Мауса или говорящий ботинок, глядя в зеркало. То есть, отражая в них самих себя.

Скульпторы тоже себя лепят. Так, у высокого скульптора Наполеон двухметровый, хотя на самом деле он был коротышкой.

Так что шарж на себя для меня уже пройденный этап. Лет в двадцать у меня была серия шаржей на себя, интересных, как мне тогда казалось. Я был на них в ролях язычника, еврея, Будды и Христа… Это было похоже на самоизучение: где я, кто я. Но сейчас я пониманию, что это лишь юношеское тщеславие.

Сейчас мне интересны другие. Но изучая других, всё равно изучаешь себя. Чувственные движения в глазах людей я всё равно вижу. И это мой портрет в их глазах.

– Знаю, что вы проводите встречи со школьниками. Как дети воспринимают ваше искусство?

– Дети – поглощатели. Они растут и учатся. Дети любят меня, а я люблю детей. Они меня приглашают, потому что у нас есть с ними духовный контакт. И мы прекрасно проводим время.

Причём, мы даже не рисуем, а ходим по кладбищам и храмам, изучаем скульптуру. Мы учимся видеть и рассуждать об искусстве. И это тоже важная часть образовательного процесса.

Дети впитывают информацию в себя, учатся. И с ними интересно. Мне есть, что им дать, а они могут взять это.

Нам весело, задорно. Шарж – это не просто щелчок фотоаппарата. В шарже можно человека до-вы-ду-мы-вать, и иногда можно посарказмичать. Например, увидал, что у него уши большие. А ведь могут быть огромными! Ха-ха-ха! Весело!

Тем не менее, у детей я всегда оказываюсь не по своей воле, а по воле своих друзей. Они меня к ним кидают, и я с удовольствием провожу с ними время.

И ещё. Это же увеселение, это развлекалово. А дети всегда нуждаются в игре. Мы находим общий язык. И я бываю даже в православных лагерях, где тоже можно рисовать карикатуры. На сейшнах, фестах…

«Однажды на свадьбе меня побил брянский чиновник»

– Можно ли шаржем обидеть человека?

– Можно.

Однажды на свадьбе меня побил брянский чиновник. Я рисовал его секретаршу, с которой у него, видимо, были личные отношения. Нарисовал её симпатично, но с огромными сиськами. Всем стало смешно.

Чиновник это увидел, подумал, что над его девочкой издеваются, подошёл и разбил мне лицо. Я всё снёс, умылся и пошёл работать дальше. Но мне кажется, что когда на свадьбе побили артиста – это прекрасно! Теперь у молодожёнов есть своя свадебная история.

Был и такой случай. Во время шоу гостья порвала мою карикатуру и её обрывками тыкала мне в морду. Это уже её реакция: она недовольна.

– Были у вас шаржи с необычной историей?

– В калужском Доме музыки есть четырёхметровый шарж, который я рисовал прямо для сцены на чей-то юбилей. Одна голова там около трёх метров… И это тоже было интересное задание.

В училище я делал скульптурный шарж из пластилина. Тоже любопытно.

А ещё хорошо, когда шарж находит своего прототипа. Когда рисуешь некую знаменитость ради конъюнктуры, а потом она случайно натыкается на него в Интернете и покупает этот шарж. В этом тоже есть некоторая исключительность. Это приятно.

«История каждого человека»

– А есть ли у вас любимые картины?

– «Явление Христа народу» Александра Иванова. Эту картину он рисовал почти всю жизнь. И меня покорила его преданность этой работе, во многом незаконченной.

Это огромная картина. И когда я бываю в Третьяковской галерее, то обязательно к ней подхожу. Бывает, что провожу возле неё час. Потому что это целая история. И не только религиозная. Это история каждого человека.

Это почти как Тарковский, но только в живописи.

– Есть ли для вас закрытые темы для шаржей?

– Я не трогаю ни одну религию, потому что у меня самого за спиной десять лет религиозной деятельности. Но своих попов стебануть могу.

– Есть ли соотношение творчества и рутины в вашем деле?

– Есть. Сейчас я почти не рисую для себя, а в большей мере занимаюсь заказами. Но в процессе заказа может быть пробуждение. Вот нравится чувак на фотографии. Ну, нравится! И ты его делаешь чётко.

А ещё, очень хорошо рисуется, когда хорошо платят. Когда деньги ляжку жгут, так хорошо рисуется! (смеётся)

«Достаточно взрослый, чтобы мечтать»

– Каким вы видите свое будущее, о чём мечтаете?

– Это юности мечтают, чего-то хотят. Не хочу сказать, что чего-то достиг. Я не достиг ничего из того, о чём мечтал в юности. Ну, и не надо. Я уже достаточно взрослый, чтобы мечтать.

О чём? О мастерской на берегу Атлантического океана? Зачем она мне?

– А вообще, хотелось бы иметь свою мастерскую?

– У меня они есть: и в Калуге, и в Людиново. А теперь надо на берегу Атлантического океана. (смеётся) Мне так в юности хотелось. Но зачем? Это такая юношеская глупость…

Поэтому не мечтаю ни о чём. Есть планы, есть нужды, а мечты – это для юношей.

– Есть ли у вас какие-то хобби?

– Насчёт этого у художников проблема: их хобби – работа. Они делают то, что им нравится, и за это получают деньги. Это у дровосека может быть увлечение рисованием, а у художника не может быть хобби – колоть дрова.

Или, например, какое может быть хобби у скульптора? Рисовать? Так он и так рисует эскиз. Это часть его работы.

В общем, для художников это серьёзная проблема. Здесь нужна полная самоотдача. Искусство – это отдушина. И ты в ней. Иногда без денег, иногда с деньгами, иногда удачно, иногда неудачно… Поэтому разделения на хобби и работу у любого художника нет.

Но и одновременно в этом есть выгода, ласка. Потому что менеджер идёт в гараж и делает лодку, чтобы поплавать на ней по Днепру или Чёрному морю. И это его хобби, отдушина от телефонных переговоров по продаже цветного металла (смеётся). Но он не художник. Он – менеджер. А художник всегда просто делает лодку…


Новости по тегу
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
Лента настроения
27 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Всего: 4 комментария
Чтобы оставлять комментарии — авторизуйтесь
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
Партнёрские новости
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
Опрос
Калужане снова проголосовали за благоустройство набережной Яченского водохранилища по проекту "Комфортная городская среда". Ваше мнение?
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
Комментарий дня
ТОП тегов
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