Тощих девушек замуж не брали

25.02.2019 21:30 7 3401 Татьяна Светлова
Тощих девушек замуж не брали

В Калужской губернии надевали понёвный костюм (на фото — крайний слева), позже — сарафанный (рядом с понёвным). Носили бархатные душегреи без рукавов — курты (на фото — в центре), такие, как из д. Бережки Жиздринского уезда (ныне — Кировский район).

Зачем прыгали в понёву

В Палатах Коробовых сейчас можно увидеть, что носили наши прабабушки и как этот стиль можно использовать в  современной моде. На выставке «Традиционный женский костюм и старинные наряды» представлены и работы художников-дизайнеров, и эскизы современных моделей в народном стиле, выполненные студентами КГУ. По костюму раньше можно было сказать о человеке всё — откуда он, женат ли и сколько у него детей…  Народный крестьянский костюм не менялся на протяжении многих веков. И даже когда Пётр I в 1700 году повелел носить всем европейскую одежду, это не касалось духовенства и крестьян.

  — В Калужской губернии носили два вида костюма: сарафанный и понёвный, — рассказывает директор Музейно-краеведческого центра «Палаты Коробовых» Ирина ЗУБКОВА. — Самый древний костюм включал юбку-понёву. Когда девушка выходила замуж, на неё надевалась эта самая понёва. Мать к замужеству дочери готовила приданое — полотна на 12 понёв, праздничных и будничных. В нашей губернии был интересный обычай — прыганье в понёву. Когда девушку наступала пора выдавать замуж, собиралась вся родня. Невеста становилась на лавку, её мать — около, она держала эту старинную юбку и говорила: «Прыгнь, детонька, прыгнь в вечный хомут бабий, в понёву». Та отвечала: «Хочу — прыгну, хочу — нет». Прыжок означал согласие на брак. Понёвы носили только замужние женщины.

Сарафан пришёл позже, это северный тип одежды. Носили его с кокошником. Николай II  подарил Румянцевскому музею кокошник Калужской губернии с шишечками, так называемый шишак. По количеству шишек можно было судить, сколько у пары детей.

А понёвный костюм носили с сорокой (головной убор) и обязательно надевали украшения. По народным поверьям, это отпугивало нечистую силу. Девушки и женщины должны были защищать себя. Считалось, что, чем больше бус, тем больше родится в будущем детей. У купчих были парчовые костюмы, богато украшенные. Вообще, красивым считалось, когда, как говорили бабушки: «Она идёт — шумит и вся сияет».

Девушка носила одну косу и венец — макушка у неё была открыта. Замужняя женщина — две косы в знак того, что у неё есть вторая половинка. Голова замужней должна была быть покрыта. И, не дай Бог, головной убор упадёт, это считалось смертным грехом. Женщина должна была пойти в церковь и замолить его. Отсюда и слово «опростоволосилась», то есть опозорилась.

В 70-е годы ХIХ века в моду входит костюм в русском стиле: белая рубашка и фартук. Многие калужские купчихи любили этот наряд, о чём можно судить по фото.

Хотели казаться толще

  — Мы с мужем Михаилом изучаем народный костюм не один год, занимаемся ткачеством. В нашей семье ткёт Михаил, потому что изначально это было мужским делом, женщины перехватили инициативу позже, — говорит победитель всероссийского конкурса «Русский костюм на рубеже веков» Наталия МОИСЕЕНКО. — Поражаешься крою народного костюма, сочетанию цветов. Посмотрите на рубахи — это уникальная вещь, которую и сейчас можно носить. Шьётся она из обычных прямоугольников, на груди — вставка-квадрат. Это даёт свободу движениям. Рубаха никогда не выдаст особенностей фигуры, которые вы хотите скрыть. Были нижняя нательная рубаха, которую никогда не снимали, и верхняя. Если девушка тощая, у неё — никаких шансов выйти замуж, потому что «некрасиво». Что же делали? Под рубаху надевали до 5 нижних юбок — для объёма! И до 15 элементов было в головном уборе. Каждая крестьянка должна была, встав в 5 утра, надеть его: простоволосой нельзя было показаться ни свекрови, ни мужу. Поэтому сороку снимали, на банку вешали, а утром на скорую руку надевали. Выгоняли корову, занимались хозяйством. Потом весь этот сложный головной убор заново водружали на голову, и на это уходило до 2 часов.

Сарафанный комплект Гамаюнщины Калужской губернии. Автор — Татьяна Ермакова. Браное ткачество.
 

Калужская купчиха Фалеева в костюме в русском стиле.
 

Зимний комплект, выполненный калужскими модельерами.
 

Кукла в костюме Калужской области.

Эта статья была опубликована в №8 газеты «Калужский перекрёсток» от 20.02.2019. Ещё больше интересных материалов можно найти в бумажной версии или электронном архиве издания.


Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter
Еще новости из рубрики «Общество»

Лента настроения новости

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на стрелку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 


Комментарии читателей: 7 шт.

загрузка комментариев

Самая полная афиша Калуги

Как считаете, какая из компаний достойна звания «Работодатель года – 2018»? 
 
ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
356
ООО «Леруа Мерлен Восток»
186
ООО «Обувная фабрика Ромер»
399
АО «Обнинскоргсинтез»
103
ЗАО «Лореаль»
43
ООО «Ново Нордиск»
81
Филиал АО «Магна Автомотив Рус» в г. Калуга
94
ООО «ЛИР»
20
ООО «Фольксваген Груп Рус»
193
АО «Автоэлектроника»
31
ООО «Нестле Россия»
34
ПАО «РУССКИЙ ПРОДУКТ»
36
ООО «НЛМК-Калуга»
85
АО ПИК-Индустрия НЗ ЖБК
6
ООО «ЭкоНиваТехника-Холдинг»
29
ООО «Агро-инвест»
36
Отель Амбассадор Калуга
35
Всего проголосовало: 1767

Место проведения мероприятия:

Время проведения мероприятия:

Описание мероприятия:

Ваши контактные данные (на сайте не показываются, используются для уточнения деталей события):


  Все поля обязательны для заполнения.