«Матильда»: ради чего ломали копья

Наш корреспондент побывал на самой нашумевшей кинопремьере этого года.
Оксана ИВАНОВА
27.10.2017, 08:48
38 20034

В четверг, 26 октября, в кинотеатрах Калуги начался показ самого долгожданного фильма этого года – картины «Матильда» режиссёра Алексея Учителя. Я наивно полагала, что после мощной рекламной «кампании», которую сделала фильму депутат Госдумы Наталья Поклонская, калужане будут штурмом брать кассы кинотеатров в день премьеры. Поэтому заранее купила билеты в Интернете. Немного удивилась, увидев большое количество свободных мест в зале. В день первого показа их стало меньше ненамного. Кроме меня и одного сотрудника полиции, на сеансе присутствовало всего-то 26 человек. Впрочем, помощь полицейского не понадобилась: поджигать нас никто не собирался.

Фильм оставил странное послевкусие. С одной стороны, это довольно добротная и качественная работа. Актёры, каждый по отдельности, убедительны в своих ролях, съёмки великолепные, замечательные массовые сцены, очень хорошее музыкальное оформление. Но если брать ощущения в целом, то мурашки по коже не бегают и слёзы из глаз не текут.

Во время просмотра во мне периодически возникали и боролись две эмоции: жалость и раздражение. Обе эмоции вызывал главный герой. С одной стороны, Николаю II глубоко сочувствуешь. Через весь фильм лейтмотивом проходит мысль: «Государь, вы имеете право на всё, кроме любви».

Понятны и терзания-метания будущего императора: вроде, и жениться на любимой женщине охота, и отречься от престола невозможно – его же с детства приучали к мысли о том, что однажды он станет царём. Но в некоторые моменты начинаешь сомневаться в его сильных чувствах к Матильде. Например, тогда, когда он, думая, что его возлюбленная погибла, женится-таки на немецкой принцессе, и они радостно, как дети, бегут по дворцовым коридорам в спальню – точно так же, как незадолго до этого Ники бежал в опочивальню со своей милой Малей.

Знаете, я всё-таки думаю, что мужчины после смерти любимых не переключаются так скоро на других женщин. И эта радостная пробежка с молодой женой по дворцу перечёркивает всё то, в чём нас пытался убедить режиссёр до этого.

Местами Николай II и вовсе кажется среднестатистическим русским мужиком, который мечется меж двух баб и никак не может определиться, какую выбрать. В фильме есть смешная сцена: будущий император разговаривает с Матильдой по телефону, когда рядом появляется принцесса Алекс. И Николай II говорит ей таким виноватым голосом: «Это из министерства звонят». В тот момент он сильно напомнил мне героя Басилашвили из «Осеннего марафона»: «Люсь, это мне с кафедры звонили». А ещё в «Зимней вишне» были подобные сцены.

Возникли вопросы и по поводу жанра фильма. Мне понравилось, что по этому поводу написал режиссёр Юрий Грымов: «Что снимал Алексей Учитель? Драму? Фэнтези? Мелодраму? Историческое кино? Внутри фильма персонажи существуют каждый в своем жанре: Данила Козловский изображает триллер, Евгений Миронов – комедию, а актёру, приглашённому на роль Николая, видимо, сказали, что нужна мелодрама, и потому на протяжении всего фильма у него мокрые глаза». Добавлю, что герои фильма ещё и духов вызывают – мистика, одним словом.

И, конечно, всё испортил финал. Безусловно, исход был понятен, ибо против истории не попрёшь. Но я всё ждала чего-то такого… Наверное, подтверждения того, что эта любовь будет длиться вечно. Ведь не ради же проходной интрижки мужчины думают об отречении от престола, правда?  

Описывать концовку целиком, пожалуй, не стану: а то совсем скучно будет тем, кто захочет посмотреть это кино. Прокомментирую только предпоследний стоп-кадр с текстом о том, что Николай II и Александра Фёдоровна прожили счастливо 24 года. Вот эта фраза: «прожили счастливо» – в контексте рассказанной истории кажется мне лукавством. Потому что она означает, что не так уж сильно император любил свою Матильду, и тогда вся эта история теряет свой смысл. Как и слова главной героини, сказанные ею в начале фильма, о том, что Николай будет любить её до конца жизни.

В общем, из кинотеатра я уходила несколько разочарованной, как тот ребёнок, которого долго убеждали, что Дед Мороз существует, а он оказался переодетым папой. Возможно, злую шутку с картиной сыграла антиреклама: когда о чём-то говорят долго, много, когда вокруг этого ломаются копья, то ждёшь чего-то невероятного. Так что я назвала бы этот фильм жертвой завышенных ожиданий.

И ещё один вопрос терзал меня, когда я покидала кинотеатр: какая всё-таки идея лежит в основе «Матильды»? И здесь я снова процитирую Юрия Грымова: «После увиденного у меня возник один, главный вопрос: зачем? Зачем было снимать этот фильм? Зачем было нужно государству поддерживать эту картину 25 миллионами долларов? Какие политические или пропагандистские, или воспитательные цели оно, государство, преследовало?

Ответов на эти вопросы я пока не нахожу. Может быть, позже, когда страсти вокруг картины улягутся и я пересмотрю её, она вызовет совершенно другие мысли и эмоции. Но пока желания вернуться в кинозал, привести с собой друзей, увы, не возникает.


Новости по тегу
Лента настроения
12 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 38 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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