Понедельник, 22 октября
$ 65.81 0.09
75.32 0.25
Данный ресурс может содержать материалы 18+

Остановить похоронный беспредел

01.09.2016 15:10 46 18564 Оксана КОЛОСОВА

На днях у моей знакомой случилось горе — умер близкий родственник.

— Ещё не приехали ни «Скорая», ни полиция, а под окнами уже толпились человек пять ритуальных агентов, наперебой предлагая свои услуги, — рассказала она позже.

Увы, этот случай не единичный. Уже давно ни для кого не секрет: информация об умерших активно продаётся и покупается. Ради того чтобы заполучить клиента, некоторые фирмы не брезгуют самыми грязными методами, в том числе такими, как шантаж, подкуп, запугивание. Об этом нам рассказали сотрудники тех ритуальных фирм, которые подобных вещей в своей работе не практикуют и которые понимают: наживаться на горе людей безнравственно.

Разговор с ними на тему: «Как победить коррупцию в похоронной сфере?» — состоялся на прошлой неделе на встрече за «круглым столом» в пресс-центре Агентства «КП–Калуга».

Похоронные разборки

  

— Из 16 ритуальных агентств, работающих сегодня в Калуге, на незаконной передаче информации работают 4–5, — говорит руководитель Калужского филиала Группы компаний «Ритуал-сервис» Сергей БОЛТУНОВ. — Это очень серьёзная проблема. Представьте: у человека горе, он находится в состоянии сильнейшего душевного смятения. И вдруг к нему прилетают незваные гости, начинают навязывать свои услуги. Зачастую, чтобы их впустили, эти люди представляются и сотрудниками полиции, и бригадами, которые контролируют работу «Скорой помощи», и даже независимыми ритуальными экспертами, которых в принципе не существует.

Были случаи, когда несколько ритуальных агентов, приезжая на адрес покойного, устраивали между собой мордобой и разбирательства: кто первый прибыл. Случается и так, что человек тяжело болен, но он жив, звонит в «Скорую». И вместо врачей приезжают ритуальщики. Мало того что это нехорошо с этической точки зрения, так за слив информации об умершем существует плата — на сегодняшний день она составляет порядка 10–12 тысяч рублей. Впоследствии данные расходы ложатся на убитых горем родственников.

Очень часто эти компании берут с людей деньги за те услуги, которые по закону должны предоставляться бесплатно. Например, за оформление гербового свидетельства о смерти, документов на место погребения, на услуги морга. Люди часто не знают о своих правах и в итоге переплачивают большие суммы.

 

   — Может быть и такая ситуация: незваный похоронный агент забирает у родственников умершего его паспорт без надлежащего оформления необходимых документов, а затем по нему оформляется крупный кредит, — добавляет руководитель ритуального агентства «Ангел» Денис ВОЙДЕ. — Выплачивать его придётся родным покойного. В Калуге подобных прецедентов пока не было, а в других регионах такие истории происходили. Это ещё одна причина, по которой не нужно открывать дверь агентам, которых вы не вызывали.

 


Если вам показали такую визитку – знайте, что независимых ритуальных экспертов в принципе не существует.  

«Сталинский режим»

Чаще всего информаторами «чёрных агентов» становятся сотрудники «Скорой помощи», больниц, регистратур, моргов и участковые полиции. Кстати, надо отдать должное медикам, они не отрицают того, что проблема действительно существует, и по мере сил и возможностей борются с ней.

 

— О том, что кто-то из наших сотрудников поставляет информацию об умерших ритуальным компаниям, нам известно только с их слов, — говорит заместитель главного врача станции «Скорой помощи» Виктория КАРДАШ. — Кто-то может сказать об этом в разговорах, но очень аккуратно и тихо. Когда прошу изложить эти факты письменно, чтобы был какой-то документ, люди, конечно, отказываются, потому что боятся каких-либо криминальных действий со стороны своих «хозяев». Были случаи, когда моих сотрудников избивали, запугивали, поджигали машины.

Информаторов для себя ритуальные агенты находят очень просто. Приходят в праздник на станцию «Скорой помощи» с коробкой конфет: «Хотим поздравить вас с 8 Марта!» Или же по выходным, когда нет руководства. И начинают обрабатывать людей. Поймать их за руку очень сложно. У нас в диспетчерской сейчас практически «сталинский режим». Видеонаблюдение со звуком за сотрудниками ведётся круглосуточно. Все перерывы у диспетчеров расписаны по минутам. И, если, допустим, перерыва нет, они просто не имеют права встать и выйти. Личных сотовых телефонов у сотрудников нет. Они сдают их старшему врачу, когда приходят на работу.

По каждой жалобе мы проводим тщательную проверку. В начале года добавили в должностные инструкции диспетчеров пункт о том, что они не имеют права сотрудничать с ритуальными службами. Люди сами проявили инициативу и теперь, когда поступает сообщение о смерти, предупреждают звонящего о том, что к нему могут нагрянуть ритуальные агенты, что открывать им дверь и тем более подписывать какие-либо документы ни в коем случае не надо, что нужно дождаться полицейского и фельдшера.

Наши люди находятся под постоянным прессингом, они очень устали. Иногда говорят, когда я прошу написать объяснительную по очередной жалобе: «Мы не виноваты! Почему мы должны этим заниматься?» Поэтому мы, конечно, тоже заинтересованы в том, чтобы решить данную проблему.

Замкнутый круг

В полиции, в отличие от «Скорой», так открыто о причастности работников структуры к торговле информацией об умерших не говорят. Как говорится, не пойман — не вор. О некоторых фактах причастности правоохранителей к этому явлению рассказали сами представители похоронных компаний.

— Вы не представляете, что творится у нас в области, — говорит Сергей Болтунов. — Когда человек умирает дома, родственники сообщают об этом в «Скорую», а оттуда информация поступает в полицию. После этого участковый должен выехать на констатацию смерти. Затем  тело покойного транспортируется в морг на обследование.

По факту же в некоторых районах полицейские вообще не выезжают на констатацию смерти. Ритуальные агенты сами отвозят родственников в участок, где выписывается направление в морг. А это вообще-то нарушение закона. Однажды нас вызвали люди, которые ждали участкового в течение 5 часов после смерти родственника. Когда мы позвонили дежурному и спросили, в чём дело, нам ответили: «Нет бензина на выезд». Как так можно?!

Родственники написали заявление в прокуратуру с просьбой провести проверку по подобным фактам. Приложили к нему фото- и видео¬материалы, фиксирующие подобные нарушения в работе «чёрных агентов», показания людей, ставших жертвами «чёрных агентов». Думаете, провели? Им ответили, что обращение перенаправлено для разбирательства должностному лицу, которое «по совместительству» является родственником того самого «чёрного агента».

  — То же самое с жалобами на участковых, — добавляет Сергей ВАСИЛЬЕВ. — Пишем обращение на имя начальника УМВД по г. Калуге. А он направляет его тому самому участковому, который сообщает, что ничем подобным не занимается. Замкнутый круг. Бывает так, что людей, которые не соглашаются на требование участкового оформить похороны в определённой компании, даже запугивают: «Если ты сейчас не откажешься, я тебя посажу!»

 

— Был случай, когда один калужанин написал в прокуратуру жалобу на ритуальную компанию, которая навязывала ему свои услуги, — говорит руководитель агентства «Стелла» Елена ВАСИЛЬЕВА. — Человек сфотографировал агента, его машину. Была даже запись их разговора. Из прокуратуры пришёл ответ, что материалы переданы в УМВД РФ по г. Калуге. Оттуда написали, что в возбуждении уголовного дела отказано в связи с отсутствием состава преступления.

Мы также направляли в полицию письма о нарушениях, но получали на них только формальные ответы. После одного из таких разбирательств меня вызвал к себе высокопоставленный сотрудник полиции — не буду называть его фамилию. Он сказал мне: «У нас одна женщина пожаловалась на мужа, который мочится мимо унитаза. То, чем занимаетесь вы, то же самое». Это было сказано мне подполковником полиции!

«Мы никогда не откажемся от сливов!»

Поначалу ритуальщики пытались решить проблемы своими силами, не предавая их широкой огласке. Пообщались между собой, прошлись по тем больницам, откуда шла основная передача информации об умерших, встретились и переговорили с главврачами. Однако это не особо помогло.

— Тогда мы написали обращения в горуправу, в администрацию области, в аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Было проведено несколько совещаний с участием чиновников. Одно из последних состоялось в администрации области 22 июня, — говорят участники «круглого стола». — В кабинетах чиновников наши коллеги, которые работают на сливах, соглашались: это некрасивое явление, и с ним надо бороться. Но стоило выйти на улицу, как они заявили нам: «Мы никогда не откажемся от сливов информации! Мы не хотим работать так, как работаете вы».

Бюрократы из минздрава

Так что же делать в ситуации, когда одни агентства хотят работать честно, а другие этого категорически не желают?

  — Проблему отчасти можно решить, если информация о ней будет донесена хотя бы до какого-то количества людей, которых может коснуться беда, — убеждён директор ритуального агентства «Некрополь» Сергей УПИЛКОВ. — Нужно, чтобы как можно больше людей знали о своих правах в подобных ситуациях. Для этого мы предложили на совещании 22 июня выработать буклетпамятку для населения «Что делать, если ваш родственник умер дома», которую сотрудники больниц или «Скорой помощи» могли бы вручать тем, у кого случилось несчастье. К сожалению, прошло больше месяца, но буклет-памятка так и не появилась. Мы постоянно собираемся, вносим в текст поправки. Когда просим исправить какие-то формулировки, со стороны чиновников начинается катавасия: «Только вы объясните письменно, почему меняете эту строчку». Бюрократия, одним словом.


Почему?

  — Мы обсуждали несколько раз эту проблему между собой и очевидных путей решения не увидели, — считает начальник организационно-аналитического отдела аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей Андрей РУДЕНКО. — Чтобы возбудить уголовное дело, нужны доказательства, письменные показания. Это я говорю как бывший следователь. И обязать недобросовестных ритуальщиков соблюдать этические нормы мы не можем — у каждого свои моральные принципы.

— Варианты решения проблемы есть, — не согласился Денис Войде. — Вот только ни власть, ни правоохранительные органы не желают ею заниматься. Непонятно только почему, ведь столько жалоб от граждан, налицо факты нарушения закона о неразглашении персональных данных. Многие агенты, которые занимаются организацией похорон, даже не зарегистрированы как частные предприниматели. Это вообще легко проверить. Людей избивают и запугивают. Разве это не криминал?! Ну возьмите тему в разработку — на неделю, на месяц. Хотя бы попробуйте проверить! Конечно, это явление не новое, оно широко распространено не только в Калуге. Однако на данный период во многих регионах за это жёстко взялись, и положительные результаты есть: виновные пошли под суд; были случаи, когда людям возвращали деньги, которые они переплатили за те или иные услуги.

P.S.
К сожалению, вопрос: почему? — пока остаётся без ответа. И горуправа, и полиция, и прокуратура под различными предлогами отказались от участия в этом разговоре. Тем не менее мы считаем прошедшую встречу очень полезной, потому что решение любой проблемы начинается с её обозначения и обсуждения. По итогам нашего разговора его участники приняли решение — обратиться с открытым письмом к губернатору области. Также по их просьбе мы публикуем ту самую памятку, которую никак не может согласовать наш минздрав.

Уважаемые читатели! Приходилось ли вам или вашим родственникам становиться жертвами «чёрных агентов»? Своими историями можно поделиться по телефону: (4842)79-04-54. Наш e-mail: ok@kp.kaluga.ru

 

Открытое письмо
Губернатору Калужской области А. Д. Артамонову


Уважаемый Анатолий Дмитриевич!

В настоящее время в похоронной отрасли г. Калуги и Калужской области наблюдаются систематические нарушения законодательства РФ: о похоронном деле, о защите персональных данных (утечка информации об умерших), о конкуренции. Это приводит к необоснованному увеличению стоимости похорон, что ложится непосильным грузом на плечи граждан в тяжёлые моменты.

Мы неоднократно обращались для решения данных проблем в ГБУЗ КО «Региональный центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф», в ГБУЗ КО «Калужская областная клиническая больница», в министерство здравоохранения Калужской области, в Управление МВД России по городу Калуге, в районные отделения УВД, к Уполномоченному по правам предпринимателей Калужской области. Однако до настоящего времени никаких радикальных изменений не произошло.

Просим Вас дать соответствующие поручения в компетентные органы и профильные организации для предотвращения коррупционных правонарушений в сфере оказания ритуальных услуг и для устранения незаконной передачи информации о фактах смерти третьим лицам. Это позволит оградить граждан как от дополнительных материальных затрат, так и от морального прессинга со стороны агентов недобросовестных похоронных компаний. Со своей стороны мы готовы оказать активное содействие в решении данных вопросов.

С уважением, Ассоциация похоронных компаний Калужской области.


Памятка «Что делать, если ваш родственник умер дома»

Вызвать бригаду «Скорой помощи» по круглосуточным телефонам: 03, 103 (с мобильного телефона), 112. До прибытия врача не совершать каких-либо действий с телом умершего.

НЕ ВПУСКАЙТЕ в квартиру представителей ритуальных агентств, которых вы не вызывали, не передавайте паспорт умершего ритуальным агентствам без заключения договора на оказание ритуальных услуг.

После констатации смерти вы можете обратиться для организации похорон в любую ритуальную компанию или в компанию в соответствии с волеизъявлением умершего (при наличии прижизненного договора).

Необходимо подготовить:

  • свой паспорт;
  • паспорт умершего;
  • протокол установления смерти человека;
  • медицинскую карточку (если она на руках);
  • вещи для погребения покойного.

Перечень услуг, оказываемых в морге бесплатно:

  • оформление документов,
  • обмывание,
  • одевание и укладывание в гроб,
  • выдача тела умершего после вскрытия.

С 1 января 2016 года размер социального пособия на погребение составляет 5277 рубля 28 коп. Срок обращения за выплатой пособия не позднее 6 месяцев со дня смерти.

Телефон «горячей линии» министерства здравоохранения Калужской области: 8–800–700–30–03

Фото: Сергей КОНСТАНТИНОВ.

Видео: Наталья ЧААДАЕВА.

Эта статья была опубликована в «Калужском перекрёстке» №35 от 31 августа. PDF-версия доступна для скачивания в электронном архиве газеты.


Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter
Еще новости из рубрики «Общество»

Лента настроения новости

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на стрелку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
Порадовала (0%)  Возмутила (0%)  Опечалила (0%)  Не зацепила (0%)


Комментарии читателей: 46 шт.

загрузка комментариев

Кто, на ваш взгляд, победит в конкурсе «Миссис Калуга»? 
 

Место проведения мероприятия:

Время проведения мероприятия:

Описание мероприятия:

Ваши контактные данные (на сайте не показываются, используются для уточнения деталей события):


  Все поля обязательны для заполнения.