Исправник – сухой и малодоступный, становой - капризен и жесток: как калужские крестьяне отзывались о начальстве
Продолжаем цикл статей об истории Калуги и области.
Напомним, каждую пятницу в 20:00 мы публикуем исторические очерки о нашем городе, известных земляках и их судьбе.
Все исторические публикации можно посмотреть в разделе История Калуги.
Сегодня расскажем об отношениях крестьян к начальству.
Сотрудники этнографического бюро князя Тенишева писали про Калужский уезд:
«Земский начальник в глазах крестьян - государев ставленник.
В его обязанностях следить как за нуждами сельского населения, так и за выполнением ими всех требований Правительства.
По их понятиям, он творит над ними суд и расправу в случае нарушения закона. И в этом отношении власть земского начальства имеет глубокое значение.
Но они не могут смириться с вмешательством начальства в их внутреннюю жизнь, в их хозяйственные и семейные дела, а главное – в их самоуправление, которому введение института земских начальников нанесло сокрушительный удар. …
сельская община при таких условиях превращается в простое земское общежитие, находясь в ведении и управлении всевластного земского начальства».
Уходят изруганными
«Исправник – ревнитель буквы закона. Человек сухой, строгий и малодоступный.
Своим обращением с крестьянами, подчас грубым (побои), он среди них не пользуется расположением. За его содействием народ обращается только в экстраординарных случаях.
Становой мало занят своей прямой обязанностью, которую считает излишней для себя обузой, а не долгом.
Кроме того, человек вспыльчивый и раздражительный. В глазах народа теряет имя порядочного должностного человека.
Народ боится его не за совесть, а за страх. И всячески старается избежать с ним каких- либо отношений.
В обращении со своими подчиненными -сотскими, и особенно десятскими, он придирчив, капризен и жесток. Любит брать подарки, взятки.
Крестьянин, у которого к нему дело, редко добивается у него толку и даже основательного выслушивания, уходит по большей части ни с чем, изруганный за причиненное его благородию беспокойство.
При исполнении срочных приказаний начальства он действует безо всякого рассуждения, как говориться, напролом.
Урядники вообще люди деятельные и энергичные, безответные труженики на общественную пользу. Они всячески стараются добиваться скорейшего исхода дела.
Мер репрессивных не применяют, обращение их с крестьянами симпатичное. Они стараются встать с ними на равную ногу.
А при исполнении своих служебных обязанностей и приказов начальства действую миролюбиво, стараются убедить крестьянина, что поступить иначе невозможно, а надо делать так. как требует от него начальство...
Сотские сами по себе и в глазах не возвышаются, отношение их к крестьянам и крестьян к ним непринужденное.
При исполнении приказов начальства они не очень строги, потому что не всегда разделяют убеждения начальства, придерживаются взглядов самих крестьян, поэтому с их стороны бывает немало послаблений народу.
Десятских можно разбить на две категории: большую часть составляют люди порядочные, меньшую - дурные.
Последние нередко превышают свои права и обязанности, которые, к счастью, весьма ограничены.
При исполнении своих обязанностей чрезвычайно грубы. В обычной жизни они стараются выставить свое «я»…
Постоянный состав волостного правления таков: старшина. Волостной писарь, его помощник и рассыльный. В состав правления так или иначе входит и волостные старосты.
Для личной наживы
«При всякой нужде крестьянин обращается в волостное правление, как в первую инстанцию, которая делу надлежащий ход.
Волостной писарь официально заведует канцелярскими делами, но фактически в своем лице совмещает все волостное правление, начиная со старейшины и кончая судьями.
Сельский староста в своей специальной деятельности мало зависим от властей, он в некотором роде играет роль самостоятельного органа. Но не имеет той власти, которой обладает старейшина.
А старейшина не может препятствовать старосте в его личных распоряжениях, например, в выдаче паспортов. Сельский староста своей властью иногда пользуется для личной наживы».
Не пользуются уважением
«Крестьяне здешней местности с вышеназванным властям с поздравлениями никогда не приходят.
С приездом в село земского начальника, исправника или станового всё население принимает более праздничный вид.
Убирают с улицы вывешенное для просушки белье (от земского начальника недавно вышел приказ, чтобы белье на улице перед окном не просушивали).
Сотские и десятские, не разделяя убеждений земского начальника, сами этого не исполняют и потворствуют другим.
Крестьяне загоняют скотину на двор, собак сажают на цепи, подметают улицы и сами приодеваются. Словом, вся деревня преображается.
Когда начальство требует крестьян к себе, они не заставляют себя ждать, являются скоро и все распоряжения выслушивают с подобострастием и ковком головы сопровождают каждое слово.
Можно услышать от них только «слушаем-с», «всенепременно исполним», «так точно, ваше благородие».
И исполняются народом приказы начальства, за малым исключением, тщательно.
Покорный перед начальством крестьян совсем другого мнения о его распоряжениях бывает, когда начальство уезжает:
- Ему-то что поделается. Он – барин, а мы – известное дело. Выдумал там от нечего делать, осмотрел бы, каково это самому сделать. Знамо дело - власть.
Предписания земского начальства полицейские приводят в исполнение в точности, хотя неспешно и без понуждений.
Совсем иное моно сказать о приведение в исполнение постановлений волостного суда.
Волостной суд не пользуется уважением и его постановления сплошь и рядом не приводятся в исполнение так что требуется вмешательство полицейской власти…
Неуважение к начальству сельскому, выборному проявляется очень часто.
Причины этого кроются и в самих крестьянах, и в лицах, занимающих посты.
Выходя из крестьянской среды и ничем не отличаясь от них, выборные сельские власти заслуживают лишь равного с крестьянами уважения».
