Калужская актриса Ирина Бургонова растрогала зрителей спектаклем про Клавдию Шульженко

Многие уходили со слезами на глазах, обнимали и благодарили Ирину.
Татьяна Светлова
18.02.2023, 18:15
1 4620

В Калуге завершился традиционный театральный фестиваль «Свой выбор», где калужские артисты, выигравшие грант Союза театральных деятелей России, показывают свои самостоятельные проекты.

Одним из самых душевных стал моноспектакль Ирины Бургоновой «Низкий поклон» о жизни певицы Клавдии Шульженко.

В советское время популярность Шульженко зашкаливала, её любили, её песни тут же уходили в народ, их распевали повсюду. И снежным февральским вечером они вновь звучали в Калуге.

Спектакль Ирины Бургоновой был камерным. Зрители собрались на сцене под крышей.

Любила зрителей

Реквизит минимальный - несколько платьев, халат, военная форма, скромный синий платочек, чемоданы, шляпа, боа, которые помогают перевоплощаться. Клавдия Ивановна была невероятной модницей. Даже во время бомбежек закрывала собой чемодан с концертными нарядами.

Даже во время войны Шульженко выступала в концертных платьях, об этом просили её солдаты.

На стенах - афиши, рядом - пластинки, проигрыватель, телефон, венский стул. На экран выводится проекция настоящих выступлений Шульженко, хроника тех лет.  

Ирина Бургонова – актриса, певица, музыкант, и в спектакле она очень похожа на молодую Шульженко: таже прическа, платья, жесты. Ирина рассказывает о Клавдии Ивановны от первого лица, а иногда перевоплощается в людей из жизни певицы.

Биография Шульженко наполнена яркими событиями: забавными и драматическими. И Ирина Бургонова очень эмоционально провела зрителей по биографии певицы - от рождения в Харькове в 1906 году в семье бухгалтера управления железной дороги до прощального концерта в 1976-м.

Она рассказала, как будущая певица поступала в театр, исполнив «Распрягайте, хлопцы, коней» под аккомпанемент Исаака Дунаевского, которого друзья называли Дуней. Шульженко взяли, но давали лишь маленькие роли: Клавдия изображала умершую Настасью Филипповну в 4-м акте «Идиота». И отец, сидевший в зале, очень гордился дочерью.

Как потом Шульженко познакомилась с Владимиром Коралли, ставшим её мужем. У них родился сын Игорь. Как пела на передовой во время войны, и лейтенант Максимов принес ей текст песни «Синий платочек».

А потом - популярность после войны, развод и история знакомства со вторым мужем Георгием Епифановым, который 15 лет был поклонником Шульженко, тщательно записывал на концертах, какие песни она пела, в чём выступала и отправлял ей письма, подписываясь «Г. Е.».

Шульженко не срывалась по первому звонку в Кремль.

Были в спектакле и истории, как Василий Сталин за два часа до Нового года позвонил Шульженко и позвал выступить, а она отказалась, сказав, что об этом надо договариваться заранее и как, прождав два часа Фурцеву, ушла, заявив секретарю, что министр плохо воспитана.

Клавдия Ивановна могла себе это позволить. А ещё она очень любила свою публику, с большим уважением относилась к зрителям на концерте и всегда низко кланялась на концертах. Такого поклона никогда не было ни у одной певицы.

Поклон нашим родителям

Спектакль получился лиричным, музыкальным: пела Ирина, звучал голос Клавдии Шульженко. Те, кому выпала редкая удача побывать на этой постановке, были растроганы до слёз.

Ещё на экране шли завершающие кадры хроники, а уже раздались крики: «Браво»! Зрители аплодировали Ирине стоя, дарили цветы.

Ирина пела сама, исполнив знаковые песни из репертуара Шульженко.

 - Я росла на Шульженко, в моей семье её очень любили, а детские впечатления самые яркие, - поделилась с нами Ирина. -  И этот спектакль - низкий поклон той эпохе, нашим родителям, бабушкам.

Тогда люди жили по-другому, были подвиги. Сейчас многое стало забываться, и мне хотелось напомнить, прикоснуться к той эпохе и выстроить такую программу.

Идею я вынашивала давно. Это мой третий моноспектакль. У меня был моноспекталь «Ива да Иван», сейчас на малой сцене идёт «Дочь генерала», но там - не мой текст.

В этот раз я много посмотрела о Шульженко, прочитала, познакомилась с её личными воспоминаниями. И сама написала сценарий, назвала его пьесой. До этого писала сценарии, но такая серьезная работа у меня впервые.

Я даже сама напечатала эту пьесу, чем никогда не занималась. Почувствовала, что такое литературный труд, когда тысячу раз сам себя редактируешь, а потом удивляешь, что это я написала.

Когда много информации, проблема, а что же оставить. Это самое мучительное. И далеко не все, связанные с Шульженко, имена прозвучали. И еще много историй о ней можно было бы рассказать. Но хотелось пройти по всей её биографии, убирая детали.

- Что вас поразило в её биографии?

- Когда я читала о Шульженко, меня не покидало чувство, что это человек, поцелованный Богом, её будто ангелы вели по жизни. Не случайно я начала спектакль с её рождения. Был талант, и всё чудесным образом складывалось.

Хотя и характер у Шульженко был сложный, она человек очень требовательный, иногда резкий, но невероятно трудолюбивый. Сейчас такого уровня артистов называют звёздами, а тогда Шульженко называли  королевой эстрады. И такое даётся свыше.

- Чем вы похожи с Шульженко?

- У меня день рождения 24 марта, как и у Шульженко. Когда я это прочитала, не поверила своим глазам. Только родились мы с разницей в 60 лет. Но мне кажется, я её чувствую.

У меня тоже есть такие качества, как у Клавдии Ивановны. Я тоже занималась с детства музыкой, училась в музыкальной школе. Я актриса. И Клавдия Ивановна сначала поступила в драматический театр.

Я прониклась её историей всей душой и почувствовала, что состоялся контакт.

Клавдия Шульженко была невероятно популярна, ее любили миллионы советских людей.  

Лента настроения
19 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 1 комментарий
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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