Художник, боровшийся с коррупцией, открыл свою выставку по-гусарски

До 9 мая в Доме музыки можно увидеть потрясающие работы выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств им. Репина Дмитрия Селиванова.
Татьяна Светлова
06.05.2021, 11:30
10 7300
Фото автора.

Дмитрий Селиванов не только художник, специалист по фрес­ковой иконописи и преподаватель, он известен тем, что активно боролся, чтобы творения осуждённой за мошенничество экс-чиновницы Минобороны Евгении Васильевой убрали из экспозиции музея питерской Академии художеств.

В марте этого года его открытое письмо подписали более трёхсот художников, искусствоведов, студентов, профессоров, аспирантов и преподавателей Академии.

Дмитрий принципиально отстаивал свою позицию, даже написал заявление об увольнении, но ректор его не принял. А минкульт прислал ответ, что запрет какой-либо деятельности может быть осуществлён только судом и лишь в случае нарушения законодательства.

Тогда на своей страничке в Фейсбуке Дмитрий написал: «По закону всё правильно, и с этим не поспоришь. Вспоминается Фаина Георгиевна Раневская, сказавшая: «Деньги закончатся, а позор останется».

Кроме того, художник увлекается историей 1812 года, реконструкцией сражений и дружит с гусарами. Поэтому открытие вернисажа было эффектным. Всех гостей сразу же попросили выйти на улицу, где Дмитрий по-гусарски саблей сбил пробку с бутылки шампанского. 

 В память о родителях 

Дмитрий Селиванов давно живёт в Питере. Там у него семья: жена Анна Лапыгина, тоже художник, трое детей: сыновья Пётр и Лев и дочь Агния. А родился он в Калуге и периодически приезжает сюда навестить сестру, племянников и друзей.

— Всё моё детство прошло на ул. Московской. Учился я в школе № 19. И сейчас пару раз в год стараюсь вырваться и приехать, — говорит художник. — Мои родители никакого отношения к искусству не имели. Папа Евгений Иванович Селиванов был сварщиком, мама Тамара Ивановна работала на радиоламповом заводе. Но они интересовались живописью, возили меня в Москву в Третьяковскую галерею. Мама очень хотела, чтобы я стал художником. Когда мне исполнилось 10 лет, она отвела меня в  художественную школу. Там были прекрасные преподаватели. Я очень благодарен Ларисе Константиновне Минченко, она учила нас высокому искусству, в котором не должно быть место злу, агрессии, уродству, эпатажу. Во время пленэрных практик показывала красоту старых домов, украшенных резными наличниками, избы с соломенными крышами, просила нас увидеть уникальность деревьев, цветов, простых пейзажей. Она всегда говорила нам, что в мире и так много грязи и зла, этого не должно быть в наших работах.

После школы я поступил в Ярославское художественное училище. Но моей целью всегда был Питер, потому что там — знаменитая Академия художеств, где учились Репин, Врубель, Иванов, Брюлов… Впервые я приехал в Питер, когда мне было 18 или 19 лет, и понял, что хочу учиться только здесь. Поэтому Ярославское училище я не закончил, поступил в Академию искусств Санкт-Петербурга.

В Калуге это моя первая большая выставка. Это дань памяти моим родителям. Жаль, что их уже нет с нами. Но они мечтали, чтобы я стал художником, делали для этого всё. В сложные 90-е годы помогали, поддерживали, чтобы я мог выучиться и показать свои работы здесь.

Устали от эпатажа

— Мне нравится реализм, нравится писать так, чтобы было похоже. И это интересно. Неважно, в какой стилистике, в каком направлении работает художник, он всегда экспериментирует. Если у тебя академическое художественное образование, это чувствуется во всём, что ты делаешь.

Моя знакомая, закончив Суриковский институт, уехала в Англию, там закончила академию. И в какой-то момент поняла, что реализм ей не нужен, решила заниматься экспериментальным искусством, инсталляциями, смесью живописи и скульп­туры. В общем, полный отрыв! Но даже в этих её абстрактных работах чувствуется академическая школа. Профессионал это сразу увидит.

Самое удивительно, что потом она вернулась, сказав, что пересмотрела всё, что делала последние 5–7 лет и поняла, что Европа перекормлена такими слишком экстравагантными формами выражения мира, людям хочется чего-то доброго, светлого, вечного.

Захватить счастливые моменты

— Я люблю писать детей. Конечно, хочется заниматься и сюжетными, историческими картинами, но мне этого хватает в церковной живописи. Пишу иконы — святых, сюжеты. Казалось бы, что нового можно внести в канон? Но есть много современных святых, у которых нет устоявшегося изображения и его надо придумать. Тут база для творчества огромная.

А в свободное время часто рисую свою семью. Дети быстро растут, хочется успеть захватить какие-то счастливые моменты, как они перемазались в черешне, как сидят загорают под солнечными лучами…

Мы всей семьёй любим путешествовать. Не покупаем путёвки, сами всё организовываем. Едем на машине в Европу, останавливаемся в кемпингах, в деревушках, получается достаточно бюджетно.

Мечтаем о поездке целый год. Поэтому выставка и названа «Мечтатели». Ведь все мы мечтаем о встречах, приключениях, побывать в новых местах.

Последние лет семь мы каждое лето путешествовали по маленьким городкам Европы. Обычно выбираем какой-то район и обследуем его.

Так было во Франции с Провансом, где мы провели несколько месяцев. В это время можно рисовать всё, что ты хочешь. В Калуге это наша с Аней семейная выставка.


Новости по тегу
Лента настроения
46 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 10 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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