Китайцы не купаются в море и не пьют кофе
Хайнань — удивительное место, не похожее ни на один известный курорт.
Калужанка Полина АЗАРОВА неделю провела на китайском острове Хайнань.
— Поездка на Хайнань получилась интересной и своеобразной, — рассказывает Полина. — Мы взяли путёвку на 8 дней, 7 ночей. Но обычно на остров приезжают на 2 недели, потому что чартеры летают три раза в месяц. Лететь 9,5–10 часов. И ночь длилась всего 2 часа: солнце село, а полпервого уже начало рассветать, это очень непривычно. Самолёт обычный, не трансконтинентальный лайнер: проходы узкие, кресла жёсткие. Подушек нет, а пледы раздали только детям, поэтому поспать не удалось. Заполнен лайнер был лишь частично, и некоторым посчастливилось занять дополнительное сиденье, мы просто поздно спохватились. Зато на обратном пути тоже так сделали и летели более комфортно.
Контроль в китайском аэропорту жёсткий. Нас сразу отправили снимать отпечатки пальцев: просто прикладываешь руку к сенсорному экрану, как в кино показывают. Потом — паспортный контроль и осмотр сумок, затем каждого проверяют металлоискателем. А когда назад летели, чемоданы ещё и на взрывчатку досматривали — намазали сумки каким-то раствором и ждали, будет ли реакция, и только после этого пускали в аэропорт.
Дракон – символ Китая.
Три бухты
Хайнань — тропический остров. И лето здесь отличается от зимы только количеством дождей. Зимой температура воздуха около +25оС, а летом в среднем + 30оС и выше. И дожди! Они шли каждый день, а последние два дня лило стеной. Дожди тёплые, к ним привыкаешь, но всё равно гулять по такой погоде мало приятного.
Курорт Хайнань — это три бухты: Санья Бей, Дадунхай и самая дальняя Ялонг Бей. Дадунхай считается русской, там даже встречаются кафе с привычными названиями. Некоторые, правда, написаны неправильно, например, есть трактир «Масква». Русские туристы останавливаются в основном в этой бухте. А Санья Бей, где находится наш отель, считается китайской. Когда мы приехали, в отеле жили только китайцы. Позже туда заселился экипаж русского самолёта. Они улетали только через неделю (такой у них график) и всё это время жили на острове. Когда экипаж отоспался и вышел из номеров, мы стали с ним общаться. А уже в конце нашего отдыха приехали ещё 2 русские семьи.
На пляж в куртках
— Отели на острове не такие, как в Турции и Египте. Они «растут» не в ширину, а в высоту. Это городские небоскрёбы, у которых рядом практически нет территории, максимум — небольшой бассейн и детская площадка. В нашем отеле было 29 этажей.
Пляжи почти все городские, бесплатные и чистые. Очень красивые, современные — вокруг взмывают ввысь небоскрёбы. Это любимое место для местных свадебных фотосессий. Там гуляет много невест с женихами.
Южно-Китайское море впадает в Тихий океан, отливы и приливы ощутимы. Несмотря на дожди, покупаться нам удалось, и вода показалась не очень солёной. Сами китайцы не купаются, просто сидят на берегу, в лучшем случае ноги помочат. По одной из версий, у них на генетическом уровне заложена боязнь воды. По другой — просто на континенте сухой климат, мало рек, озёр, китайцы приезжают сюда и любуются водными просторами… Ну и смотрят, как мы купаемся. Это, честно говоря, не очень приятно. Приходишь на пляж в купальнике, и тебя все разглядывают, некоторые даже селфи просят. Это уже перебор. Китайцы же на пляж могут прийти в куртках и с зонтами от солнца. У них ценится светлая кожа. А если ты загорел, значит, работаешь на улице. Наш гид - китаец рассказал, что у них сейчас ввели обязательное обучение плаванию в школах. Но они плавают только кролем, причём постоянно опускают и поднимают голову, и поэтому долго так продержаться на воде не могут.
Об уличных забегаловках
— В стоимость нашей путёвки входили только завтраки. В отеле готовили и европейские, и китайские блюда. Китайцы на завтрак обычно едят лапшу. Мы выбрали европейскую еду. Конечно, хотелось попробовать и что-то экзотическое, восточное. Нам сказали, что надо ходить по местным уличным забегаловкам, мол, только там настоящая китайская еда. Однажды мы пришли в одно такое заведение, но оказалось, что там никто не понимает ни русского, ни английского. Разговаривают только на китайском. В меню тоже ничего не поймёшь, даже если есть картинки. Чтобы сделать заказ, мы переводили с помощью телефона. Антисанитария полная: обшарпанные столы, пластмассовые стулья, ни одноразовых палочек, ни салфеток. Нам не понравилось. Поэтому ужинать стали в своём отеле. Там 2 ресторана, столовая и лапшичная. Лапшичная нам понравилась больше всего: вкусно и порции большие. Кстати, поселившийся в нашем отеле экипаж сказал, что тоже не ест в забегаловках, — только в сетевых ресторанах быстрого питания.
Экзотические продукты
— Я мечтала попробовать морепродукты. В уличных забегаловках стоят аквариумы с разной морской живностью: ракушками, улитками… Но мы не рискнули там есть. В своём отеле попробовали крабов, лобстеров, устриц, какого-то моллюска. Никаких специальных приборов при этом нам не дали. Ели руками, выковыривали мясо вилкой. И ни чашки, чтобы помыть руки, ни полотенца. С морепродуктами на Хайнане всё непросто. Оказывается, море на несколько десятков километров вокруг острова совсем мёртвое. Китайцы давно всё выловили и съели. Поэтому морскую живность разводят на фермах или огораживают участок моря и там выращивают. И я подозреваю, что краб, которого подали нам в ресторане, был заморожен и разморожен. Устрицы тоже на любителя — пахнут болотной тиной. А лобстер понравился.
Сами китайцы на ужин предпочитают готовить сырые продукты. Они выбирали кусочки сырого мяса или рыбы, кидали в кипящий бульон, доставали и ели.
Ещё у них принято чмокать, чавкать и хрустеть. И чем громче, тем лучше. Так ты показываешь, что тебе нравится еда. А если будешь есть тихо, хозяева могут и обидеться.
Очень много на Хайнане фруктов, одного только манго 23 сорта, и плод весит около килограмма. Огромные, сочные, просто тают во рту. Попробовали плод хлебного дерева. Он очень сытный, можно только им одним питаться. Кокос совсем не похож на тот, что продаётся у нас. Кокосовое молочко, как водичка, — питательная, но безвкусная, а мякоть очень отдалённо напоминает привычную нам кокосовую стружку.
Морская экзотика на любой вкус.
Мусорный бизнес
— Санья, где мы отдыхали, занимает второе место в мире по экологической чистоте. Там запрещены бензиновые мотоциклы, ездят только на электрических, бесшумных. Половину общественного транспорта перевели на электричество и хотят заменить полностью. По улицам ходят люди и собирают пластик, бутылки… Но это не бомжи, просто у них дома стоят специальные аппараты, которые перерабатывают пластик в белые гранулы, и они потом сдают их на заводы для дальнейшей переработки. Многие разбогатели на таком бизнесе, на Хайнане есть даже мусорные бароны.
Но большинство местных жителей всё-таки экологически безответственные. Они могут не выключить свет или завести автобус и уйти на несколько часов. А то, что он дымит и жжёт бензин, их мало заботит.
Кругом джунгли
— Мы брали двухдневную экскурсию в центр острова. Ехали туда на сверхскоростном поезде — 240 км/ч. Это гордость Хайнаня. Вся жизнь острова проходит на побережье, где развиты города, курортная зона. А в центре — деревни коренных жителей и джунгли. Джунгли меня просто поразили, совсем не похожи на наш лес. Растут непроходимой стеной. Есть даже недоступные места, куда не добраться. И растёт всё очень быстро. Расчистишь тропинку, и она буквально за тобой сразу зарастает.
Видели манговые и кокосовые плантации, залитые водой поля риса. Урожай на острове снимают до 5 раз в год. И не только рис, но и фрукты.
Нам показали огромный водопад, вершина которого всегда в тумане, в облаках. Говорят, что никто не видел её. Ещё побывали на Облачном озере, ловили рыбу.
А ночевали в отеле в деревне. Но это современная деревня, там стоят 16-этажки, как в городе. Отель приличный, единственное, на ресепшене видели огромных тараканов — ну всё-таки джунгли кругом!
На второй день съездили в парк Bailu. Там красиво, растут пальмы, кокосы. Но мы попали в страшный ливень, и долго гулять не хотелось. Побывали на кофейной плантации. Кофе в Китае выращивают, но не пьют. У нас в отеле стояла кофемашина, и только однажды к ней подошёл китаец.
Вольные нравы
— Дома местных деревенских жителей — в основном халупы. Коренное население — это две народности: ли и мяо. Для туристов воссоздали этническую деревню, где показан их быт. У этих народностей своеобразные нравы. Нам рассказали, что в 13 лет девушка становится невестой. Для неё строят шалаш или какую-нибудь хибарку рядом с домом родителей. Она здесь ждёт своего принца. Любой парень, которому она понравилась, может зайти и пожить с ней неделю. Считается, что за этот срок они могут понять, подходят друг другу или нет. И потом либо женятся, либо он уходит, а девушка ждёт следующего. А если у неё рождается ребёнок, он считается ребёнком села, и девушка становится почётной невестой, потому что она доказала, что может иметь детей. Кроме того, с ней уже не надо нянчиться, пока ходит беременная. Такую невесту 100%-тно возьмут замуж. В современном мире и здесь спокойно относятся к тому, чтобы жить вместе до свадьбы, и к тому, что у женщины за жизнь может быть 5 мужей. Это нормально.
Вообще на Хайнане матриархат. Женщины трудятся, а мужчины могут и не работать. Мы заметили, что в отелях на ресепшене в основном женщины. Мужчины занимают более низкие должности. И, как нам рассказали, в Китае на 20 парней приходится 8 девушек из-за политики «одна семья — один ребёнок». Сейчас её отменили, им разрешили иметь 2 детей. Но, когда действовала, все хотели мальчика, потому что в Китае нет пенсий и больше шансов, что сын тебя обеспечит в старости. Многие из-за этого делали ЭКО, чтобы выбрать пол ребёнка. И выбирали мальчиков.
Огненная медицина
— Очень распространена народная медицина. Прямо на улице, на лавочках сидят и предлагают сделать массаж, поставить иголки. Есть ещё такая процедура — кровавые банки: сначала иголками прокалывают кожу, чтобы пустить кровь, а потом на это место ставят банки. В итоге гарантированы гигантские синяки. Ещё есть иглонож, огненные массажи… Всё это не для слабонервных.
Нас бесплатно возили в центр тибетской медицины и на акулью ферму. И там, прежде чем втюхать туристам свой товар, проводят обследование. Проверяют состояние костей на кальций, сосудистую систему. На кальций исследовали ультразвуком по лучевой кости. А сосудистую систему китайский доктор смотрел по линиям, точкам на руках. И всё, что сказал, правда!
Никаких акул на ферме нет, продают акулий жир — очень дорого, от 2 тыс. рублей. И здесь проводят диагностику: мажут палец странным раствором и ставят под большой увеличительный аппарат. Сразу появляются какие-то точки, и врач говорит, какие у тебя проблемы со здоровьем. Вообще китайцы уверены, что все болезни от нервов, поэтому все они такие спокойные. Медицина у них платная, дорогая. Китайцы считают, что лучше не доводить до болезни и заниматься профилактикой. Поэтому заваривают травы, ведут здоровый образ жизни, делают гимнастику.
Чай заваривают 14 раз
— Китайский чай сильно отличается от нашего. Меня удивило, что чайный куст может давать вкус зелёного, чёрного и фруктового чая. В специальном чайном доме огромное количество разного чая, можно попробовать и выбрать. Названия очень своеобразные, например «Алеющий закат — любимый чай Мао Цзэдуна».
Я купила два вида чая. Первый — «Кудин», очень горький. Китайцы его пьют, цокая языком, якобы это убирает горечь. Второй — «Наложница императора», для женского здоровья и красоты. Он в шариках, которые завёрнуты в женьшень, поэтому его не надо промывать. А вообще китайского чая надо брать совсем немного и первую воду всегда сливать.
Чай бывает от 1-го сорта до 10-го. Первый сорт — самый лучший, его можно заваривать не меньше 14 раз. Второй сорт выдерживает до 8 заварок.
70 лет аренды
— На Хайнане китайцы всю жизнь живут в съёмном жилье. Землю в собственность получить нельзя — только взять в аренду, в среднем на 70 лет. Продлить аренду дорого, и много бюрократических заморочек. Поэтому, когда она заканчивается, всё сносят и строят заново, даже небоскрёбы. Везде на острове идёт стройка. Китайцы заботятся об экологической чистоте. На стройках все материалы прикрыты тканью, а при выезде с площадки стоит большой бассейн, чтобы машины обмывали колёса и не развозили по городу грязь. И очень большие штрафы за грязные автомобили.
«Дома-деревья» проектировали архитекторы со всего мира.
Сувениры на память.
Одно такое хлебное дерево может накормить всю деревню.
В парке Bailu красиво, но было дождливо.