Конспект романа

«Близкие друзья» Е. Водолазкина на сцене Калужского драматического театра. Режиссёр — Яна Селезнёва. Художник — Елена Микулинская.
21.03.2018, 12:01
0 1075
Владимир КАРПОВ.

И опять Калужский драматический гостеприимно принимает, а зрители с доброжелательным вниманием встречают дипломников ведущих столичных театральных вузов. «Крещение» от незнакомых артистов и взыскательных зрителей на сей раз принимали режиссёр Яна Селезнёва (ГИТИС) и художник Елена Микулинская (Школа-студия МХАТ), которые перенесли на сцену повесть модного писателя Евгения Водолазкина «Близкие друзья».

Есть ли границы у сопереживания?

В основе книги — т рогательная история о двух парнях и девушке, которые долгие годы дружили и были влюблены друг в друга. А потом парней призвали на вой  ну. Один из них погиб, а его друг, обещавший похоронить товарища в родной земле, долго возил за собой гроб с телом убиенного, пока не смог исполнить его волю. Сам был тяжело ранен и наконец счастливо женился на вдове друга. А потом… Потом хочется высказать недоумение в адрес автора повести. Понятно, что писательство — т оже род лицедейства. И заманчиво сыграть в тексте роль оловянного солдатика, а то и дворняжки. Но русскому писателю проживать судьбы немецких солдат, воевавших в 42–43-м годах в России в составе гитлеровского вермахта?.. Прочувствовать тяготы русской зимы, да и пыльного лета, страшные картины горящих городов (фу!), тонкости чувств людей, оторванных от дома? Не знаю. У меня не получается. Сочувствовать не получается потому, что я хорошо знаю, ЧТО наделали у меня на родине эти «воины-интернационалисты». Один из персонажей повести, простой русский мужик произносит ключевую фразу: «Всё пройдет». Конечно, нельзя бесконечно жить прошлым, но и уравнивать таким образом захватчиков и освободителей духу не хватает.

Спектакль или читка?

Яна Селезнёва заявлена и как автор инсценировки. Внимательно ознакомившись с повестью, не понимаю, в чём, собственно, заключалась инсценировка. Весь литературный текст аккуратно зачитан со сцены. А поскольку события многих десятилетий изложены у Водолазкина обзорно на 25 страницах, получился своеобразный конспект то ли романа, то ли пьесы. Как будто переводчик за кадром оглашает субтитры: «В 1955 году возоб новляется работа военного училища, и Ральфу предлагают вернуться на службу». З ачитывать ухитряются даже пейзажи. Как-то неудобно уже напоминать, что театр являет зрителю действие здесь и сейчас, но в нашем случае действия нет, а есть только его пересказ.

Интересный опыт —  в копилку калужских актёров

Роли центральных персонажей исполняют Зоя Останина (Эрнестина), Вячеслав Соколов (Ханс) и Кирилл Бессонов (Ральф). Высокая степень их, по выражению Е. Вахтангова, сценической веры, заставляет поверить в искренность их переживаний и зрителя. Бьющая вначале через край подростковая энергия — и гры, прыжки и весёлый смех — понастоящему заражает. Только не стоило всё же предлагать актерам играть на трубе: ведь этот инструмент требует весьма непростых навыков, а в неумелых руках издаёт заунывное сипение, создавая мрачную атмосферу. Может, стоило попробовать, например, губную гармонику? Но вот война. Неустроенность фронтовой жизни. И радость, и тяжесть удачно передаются в числе других и изобразительными решениями. На сцене лежат длинные деревянные ящики, по которым весело скачут молодые в первых сценах. Потом эти короба поочерёдно превращаются в мрачные снарядные ящики, нары и гробы. Актёры яростно кидаются горстями песка, моются грязноватой водой из вёдер, обретая суровый вид окопников. А главное —  глаза их оборачиваются кудато вглубь, лица становятся застывшими. И это, возможно, лучшее в спектакле. Другим исполнителям в этом конспекте пришлось ещё сложнее. Заслуженный артист России Сергей Корнюшин (Ральф в зрелом возрасте) и Тамара Глеклер (прожившая долгую жизнь Эрнестина) почти безмолвно играют трудные воспоминания молодости. Елена Короткова (Брунехильда) с выражением излагает события в микрофон. Роль Дмитрия Денисова, обозначенная как «…и другие», — н астоящий актёрский подвиг: меняя костюмы, социальные роли и даже национальности, он изредка произносит несколько реплик, но в основном перемещает предметы по сцене. Надеемся всё же, что ценным опытом спектакль «Близкие друзья» одарил как его создателей, так и зрителей.

Я. СЕЛЕЗНЁВА

Е. КОРОТКОВА

С. КОРНЮШИН и Т. ГЛЕКЛЕР

Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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