Сказание о Петре и Февронии, переложенное на музыку и стихи

В воскресенье, 7 января, на сцене ДК «Арена КТЗ» состоится премьера оперы «Любовь, по...
09.01.2018, 16:03
0 1137
Александр ФАЛАЛЕЕВ. Фотографии из архива Оксаны НАБОЙЧЕНКО.

В воскресенье, 7 января, на сцене ДК «Арена КТЗ» состоится премьера оперы «Любовь, победившая смерть» в исполнении артистов калужского хора-театра Оксаны НАБОЙЧЕНКО «Благозвучие».

Постановку оперы на сюжет поэтической пьесы калужанина Михаила Сенчихина осуществили два творческих человека, объединённых судьбой, педагоги Калужского областного колледжа культуры и искусств: кандидат педагогических наук, заслуженный работники культуры РФ, композитор Оксана Соколова-Набойченко и её супруг, заслуженный работник культуры области, звукорежиссёр Сергей Соколов.

Накануне премьеры я встретился с руководителем театра и композитором и попросил её рассказать, по сути, о первой в современной истории Калуги попытке вовлечь культурную часть калужан в мир православной оперы.

— Оксана Николаевна, почему именно Пётр и Феврония? Знаю, вы человек верующий, воцерковлённый. Однако в Библии, в истории мировой церкви, и в частности в православной, много потрясающих сюжетов, подходящих для воплощения на сцене.

— А я не выбирала. Просто прислушивалась к своему внутреннему голосу. И именно история о том, как легендарный муромский князь Пётр и мудрая дева Феврония, дочь простого собирателя мёда, стали покровителями семьи и примером вечного союза, тронула моё сердце. И музыка зазвучала внутри меня и в конце концов вырвалась наружу! А я, грешная, просто не смогла противостоять этому, на мой взгляд, доброму искушению (улыбается).

— Среди верующих есть те, кто считает, что это совсем не про любовь, а про шантаж. «Если ты не женишься на мне, то и не выздоровеешь», — вроде бы так говорила Феврония Петру…

— Упаси Господи (смеётся)! Каждый человек интерпретирует историю соответственно своему миропониманию и ограниченности знаний. Для меня лично история про Петра и Февронию — это история добра и чистой любви!

Я перечитала много литературы о Петре и Февронии. И пришла к выводу, что они являются образцом христианского супружества. Они прошли через многие испытания, их вера и любовь крепли с каждым годом. И закончилась жизнь обоих в один день, хотя они уже жили в разных монастырях, откуда и вошли в Вечность…

— Почему-то сразу вспомнилось: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 18:3).

— Ну это, конечно, очень сильный призыв, но определённая аналогия есть — надо просто принять то, что дают, принять так, как есть, довериться, поверить.

— Что вы разглядели в этой истории?

— Во-первых, мне кажется, что это о преодолении стереотипов во взглядах на взаимоотношения мужчины и женщины. Во-вторых, в истории Петра и Февронии есть мощный код, самая суть жизни в принципе. Потому что мужчина и женщина и есть начало жизни. А здесь очень точно сформулирован секрет, как человеку вообще жить. Любовь может быть и смиренной, и уверенной, и жертвенной, и мудрой. И по смирению всё будет по Воле Божией. Главное, что я вынесла из текста «Повести о Петре и Февронии», — это понимание, что нам необходимо избавиться от гордыни и от тяжести собственного я. Важно установление баланса в отнощениях между женщиной и мужчиной. Феврония слышит Петра, отдает ему всю себя, помогает и ведёт, поддерживает и доверяет. Это текст о величии и мудрости жены.

— Убедительно. Не могу с вами не согласиться. Тогда перей­дём ближе к музыке. Почему взялись за такой сложный жанр, как опера? Сложный, с одной стороны, для исполнителей, с другой — для неподготовленной публики. Людей понимающих, а тем более любящих оперу у нас, в маленькой Калуге, катастрофически мало.

— Действительно, их немного. Хотя, по европейским меркам, наш город не такой уж и маленький. Флоренция и Венеция, Брюссель и Женева, Ницца и Страсбург, Бонн и Бильбао ещё меньше. Но там есть профессио­нальные оперные театры. И нам необходимо в этом направлении развиваться. Искусством надо просвещать людей, а не ублажать невзыскательную прихоть большинства ради финансовой выгоды. Так я думаю… И пусть это занятие неблагодарное, но крайне необходимое. Вот, например, у калужан на протяжении уже 20 лет есть уникальная возможность слушать прекрасную гитарную музыку в исполнении музыкантов мирового класса. Я имею в виду международный фестиваль «Мир гитары» Олега Акимова. В Калуге выступали Ал Ди Меола, Маклафлин, Пако де Лусия, Висенте Амиго, Ларри Кориелл… И что? Все калужане поголовно стали утончёнными знатоками классической и джазовой музыки, поклонниками фламенко? Увы. Но, даже если приобщившихся к элитарной музыке стало чуть-чуть больше, это уже великое достяжение. И мы, со своей стороны, делаем всё возможное, чтобы наш мир стал чуть лучше, чуть добрее и чище.

Что касается конкретно спектакля «Любовь, победившая смерть», то мне хотелось, чтобы, с одной стороны, музыка соответствовала вполне классической форме повествования, а с другой — у зрителей-слушателей создавалось ощущение необычности спектакля. Старалась отыскать точную интонацию — на грани канонического чтения акафистов и звучания фольклора, эпоса. В музыке мне хотелось сохранить малые, светлые частички своей души, чтобы принести в наше сегодняшнее время веру в правду и в любовь смиренную, жертвенную и мудрую. Мы делали музыкальный спектакль для всей семьи, в котором попытались увлекательно и трогательно представить зрителю вечную историю, историю о жертвенной и всепобеждающей любви.

— Когда-то Николай Бурляев собирался экранизировать историю св. блгвв. Петра и Февронии с Андрееем Соколовым и Ольгой Будиной в главных ролях. Но фильм не состоялся.

— Возможно, потому что рассказывать эту историю обычными методами «в лоб» никак нельзя — либо получится сладко-приторная мелодрама на религиозную тему, либо вызовет обвинение в богохульстве. Опера — это как раз тот самый единственно подходящий жанр для того, чтобы спектакль получился стилистически выдержанным и логически оправданным.

— Почему для показа выбрали именно «Арену КТЗ»? Это же самый большой зал под тысячу мест. Не боитесь, что такого количества искушённых зрителей просто не наберётся?

— Конечно, опасаемся. Поэтому, несмотря на то что не имеем никакой финансовой поддержки ни от города, ни от области, билеты продаются по чисто символической цене (100–200 рублей). Всё дело в том, что этой постановке необходима большая сцена. А у нас в Калуге, к сожалению, таких только две: Концертный зал и ДК КТЗ.

— Судя по предпремьерным фотографиям, помимо красивой музыки и необычной сценографии вы подготовили и потрясающие костюмы…

— Действительно, зрителей удивят роскошные костюмы, изготовленные мастерами ателье Валентины Токаревой и Анастасии Безъязыковой, которые дополнят великолепные головные уборы, выполненные бутафором Калужского областного драматического театра Наталией Барановой. Низкий им за это поклон.

— Спасибо за беседу, Оксана Николаевна. С нетерпением ждём премьеры оперы «Любовь, победившая смерть», которая по праву может стать ярким событием калужской культурной жизни.

Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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