День толерантности

Валерий ПАНТЕЛЕЕВ. Фото автора.
Опубликовано: 22.11.2016 12:19 0 1894
День толерантности

Что это за термин, и зачем его продвигают.

— 16 ноября по всей России отмечают День толерантности. Почему бы тебе не осветить эту тему? — главный редактор задал вопрос-просьбу, от которого невозможно отказаться. Однако и это слово, и обозначаемая им мировоззренческая концепция представлялись полнейшей terra incognita.

В школу за толерантностью
За ответом я отправился в ближайшую школу № 14.
— У нас как раз студенты на практике, они сами высказали желание провести классный час на эту тему, — говорит заместитель директора по воспитательной работе Ольга ЖУКОВА.

Школы работают в соответствии с планом воспитательной работы Управления образования города, который опирается на календарь памятных дат. Управление отправляет этот документ в школы для исполнения. Мероприятия, посвящённые Дню толерантности, состоялись практически во всех калужских школах.
Классный час проходил в Музее истории школы. В кабинете электронная доска и демократически расставленные по кругу парты соседствуют с большим гипсовым бюстом Ленина — привычная постсоветская эклектика. Восьмиклассники рады: классный час — это всегда маленький праздник.

Но то, что для ученика — развлечение, для учителя представляется нетривиальной задачей: ведь, по сути, речь идёт о семантическом анализе заимствованного неологизма. И студент 3-го курса филфака Артём МЕРКУЛОВ идёт вполне адекватным путём: приводит детям синонимический ряд в электронной презентации — «Толерантность — это сострадание, прощение, сотрудничество, уважение человеческого достоинства, гармония в многообразии, милосердие, дружба, мир и согласие, уважение прав других».
Приблизительно так же понимает значение слова «толерантность» директор школы № 5 и депутат городской Думы Сергей ЗЕЛЕНОВ.

— Мы воспринимаем толерантность как антоним непримиримости, расового и религиозного экстремизма, — говорит авторитетный калужский педагог. По его словам, все мы с детства воспитывались в духе интернационализма и то, что сейчас называют толерантностью, для нас естественно. В то же время он считает, что эта тема из разряда тех, которые лучше не трогать, ибо чем меньше это делаешь, тем реже она возникает.
Указание провести мероприятия в День толерантности пришло из «Росмолодёжи». Министерство автоматически перенаправило его в Управление образования, а то — в школы. Исполнительская дисциплина на высоте, думать чиновникам не положено, а у нового министра, похоже, до этого просто руки не дошли.

Политическое языкознание
А задуматься тут есть о чём. Основополагающий документ, определяющий концепцию толерантности, — Декларация принципов терпимости, принятая ЮНЕСКО в 1995 году. Да, в официальном русскоязычном документе ООН слова «толерантность» нет — оно везде переводится как «терпимость».

И там сказано, что терпимость, кроме всего прочего, — это… «отказ от абсолютизации истины». А как же «Платон мне друг, но истина дороже»? А как же «и всё-таки она вертится!»? Ради правды люди сознательно шли на смерть, и не было более сильного двигателя прогресса. А теперь выходит, что истины не существует, есть только мнения. А если нет истины, то нет и авторитетов. Нет авторитетов — нет и точки опоры для развития.

Читаем дальше: «Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим». Но, извините, страх — это естественная защитная реакция организма, основа нашей персональной системы безопасности.

Из документа ООН выходит, что толерантный человек — тот, который: а) ни в чём не уверен (поскольку примата истины для него не существует) и б) лишён инстинкта самосохранения.
Если смелый человек осознаёт опасность, но силой воли контролирует себя, то человек толерантный попросту не осознаёт в окружающем мире для себя никаких опасностей. Ни в чём не уверенное, доверчивое, аморфное существо, без нравственных ориентиров и силы воли. Таким очень легко управлять и манипулировать, не правда ли?

И тут мне вспомнился один эпизод, рассказанный знакомой во времена «дикого расцвета» капитализма.

Корпоративный тренинг
— В столичной фирме наши американские партнёры проводили тренинг по развитию корпоративного духа. Одно из упражнений было следующим: участники разбивались на пары и становились друг за другом. Затем передний должен был, не глядя назад, упасть на руки заднего. Как бы развитие взаимного доверия, или, как теперь оказывается, той самой толерантности.

Все боялись, но, частично стыдясь показать страх, частично испытывая безраздельный пиетет к более цивилизованным тренерам, откидывались назад, на руки своим коллегам. Мне было страшно, как и всем, но тут я решила посмотреть на ситуацию с другой стороны.
А почему, собственно, я должна доверять этой, стоящей позади меня девочке? Я её вообще не знаю. А может, она тупая и не поняла условия? Может, она объяснения тренера не расслышала или прямо сейчас на что-то отвлечётся. А мне из-за неё ломать позвоночник и остаться на всю жизнь инвалидом? Ради чего, собственно, я должна рисковать своим здоровьем и добровольно ставить свою жизнь в зависимость от случайно оказавшегося рядом, совершенно незнакомого мне человека?

После таких размышлений я категорически отказалась делать это упражнение, чем изрядно удивила тренера. А через некоторое время уволилась из этой фирмы — текучка там была страшная.

Болезнь
Более глубокое понятие этого термина даёт определение толерантности, принятое в медицине: снижение или полное отсутствие нормальной реакции на какое-либо лекарственное или иное вещество. Вы обратили внимание –именно НОРМАЛЬНОЙ реакции? То есть с точки зрения медицины, всё однозначно: толерантность — это ненормальность, патология.

Ещё большее понимание даёт понятие иммунологической толерантности — оказывается, это не что иное, как нереагирование иммунитета на определённые патогены.
Медицинская терминология не выглядит так уж отчуждённо от своих общественных аналогов. Ведь фактически выходит, что толерантность в обществе — это отсутствие социального иммунитета на определённые, чуждые для нашей культуры вещи. При этом, как показывает зарубежная, да и наша практика, в первую очередь это касается сексуальных извращений.

Пропаганда разложения
С этим полностью согласен активист общественной организации «Родительское всероссийское сопротивление» Михаил АНТОНЮК:

— Идеология толерантности на фоне краха идей мультикультурализма в Европе выглядит смехо­творно. Мы видим, куда это всё привело. Аморальные карикатуры во французском журнале, рост популярности правых партий на волне миграционного кризиса и терактов в Европе и так далее. Всё это говорит о крахе идей толерантности.
Единственное, с чем замечательно справляется концепция толерантности, это задача разрушения морально этических устоев общества и продвижения различного рода нетрадиционных извращений под соусом терпимости. Начинается продвижение с декларации терпимости к не таким, как ты, к инвалидам и представителям других национальностей. Но затем всё переходит на объяснение подрастающему поколению, что «не такие» — это представители других сексуальных ориентаций.

Послесловие
Простой калужский пенсионер с грубыми, изуродованными физической работой руками, Владимир СЕЛИВАНОВ определил термин «толерантность» неожиданно точно:
— Это означает «терпимость»: терпите, граждане! Да идите вы на… со своей терпимостью. Наш народ уже столько натерпелся, что дальше некуда.

 

Валерий ПАНТЕЛЕЕВ. Фото автора.
Опубликовано: 22.11.2016 12:19 0 1894
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев