Всегда ли виновата школьная программа?
Психолог Анастасия ВОЛОКИТИНА — о том, как учить с детьми уроки, о дифференцированном подходе к учёбе и о воспитании детской самостоятельности.
Опубликованный на прошлой неделе материал об идее регионального министерства образования и науки отказаться от ежедневных домашних заданий получил широкий резонанс со стороны родителей школьников. Те отреагировали на инициативу минобра резко отрицательно, но признали: такая проблема, как загруженность детей (а также их мам и пап) объёмными домашними заданиями, действительно, существует и с этим нужно что-то делать.
— Как отец двоих детей с 10-летней разницей в возрасте могу утверждать: требования к выполнению заданий на дом существенно изменились, — рассказал мне один знакомый. — Старший закончил школу с отличием абсолютно самостоятельно. Программа в начальных классах мало чем отличалась от советской в подходе к обучению. Младшая учится совсем по-другому. С первых классов требуется подготовка презентаций, альбомов, докладов и ещё Бог знает чего. Зачем это нужно в начальной школе — большой вопрос!
Подобных историй за последнюю неделю я услышала великое множество. Но были и другие мнения (правда, реже): мол, обычная школьная программа, обычные задания, ничего сложного. Захотелось разобраться, в чём всё-таки проблема: в родителях, детях, в школе?
Дать наступить на грабли
— Я думаю, она находится где-то на стыке, — комментирует психолог Анастасия ВОЛОКИТИНА. — Такая проблема, как не очень удачные школьные программы и сложные домашние задания, которые ребёнок не может выполнить самостоятельно, действительно, есть. В этой ситуации, на мой взгляд, важно объяснить родителям, как правильно делать с детьми уроки, в каком объёме помогать ребёнку, когда отпустить контроль и дать ему больше самостоятельности. К сожалению, многие мамы и папы всех этих тонкостей не знают. Я считаю, что в первой четверти 1-го класса родителям обязательно нужно участвовать с ребёнком в выполнении домашних заданий. В первую очередь это должно заключаться в организационной помощи. Когда школьник садится за уроки, нужно поинтересоваться, с чего он начнёт. Пусть вслух проговорит последовательность своих действий, помогайте только наводящими вопросами. Согласитесь с его планом, ведь тоолько так можно развить в ребёнке самостоятельность и инициативность. Если ребёнок в 1-м классе может самостоятельно прочитать задание, пусть прочитает. Если он не совсем его понял, пусть прочитает ещё раз. Пусть привыкает делать что-то без постоянного бдительного ока.
Когда ребёнок станет постарше, можно поинтересоваться, хочет ли он, чтобы у него проверяли домашнее задание, в каком объёме, по какому предмету и т.д. На самом деле, к 3–4 классу детям уже хочется больше самостоятельности. Дайте им возможность отвечать за качество выполнения домашнего задания, но при этом спросите: «Как мы поймём, что ты справляешься?» Таким критерием, конечно, является оценка. Договоритесь, какая отметка в дневнике станет сигналом, что он ещё нуждается в вашей помощи.
— То есть, образно говоря, дать ему возможность наступить самому на грабли и получить по лбу?
— Совершенно верно. Мы даём ребёнку возможность столкнуться с реальностью и последствиями его поступков. Ты попробовал сделать своим способом — получилось не совсем хорошо. Значит, выбор был ошибочный, и нужно искать другое решение.
Личная динамика
— Ещё одна ловушка для родителей — желание, чтобы ребёнок с 1-го класса учился на одни пятёрки. Многие воспринимают учёбу любимого чада как свою личную. И, если он получил тройку, некоторые мамы реагируют так, словно эту оценку получили они. Я всегда призываю смотреть на его успехи в динамике. Неважно, как он делает что-то сейчас. Важно, как сделает то же самое через неделю. Тогда есть его личный прогресс, безотносительно братьев, сестёр и друзей. Это очень важно — поддерживать ребёнка в его собственных успехах и личной динамике. Тогда он стремится повторить хорошее.
Дифференцированный подход
— Родителям школьников, которые учатся в среднем звене, я обычно советую обсудить дифференцированный подход к предметам. Для этого ребёнку нужно предложить разделить все школьные дисциплины на несколько групп. Сначала на те, которые очень нравятся, те, которые очень не нравятся, и те, к которым отношение нейтральное. Затем попросите ребёнка назвать предметы, которые даются легко, сложнее и очень трудно. И, наконец, третья группа предметов — те, которые пригодятся ребёнку в будущем, те, о которых он пока не знает, пригодятся или нет, и те, которые точно не пригодятся. Это настраивает школьника и его родителей на дифференцированный подход к учёбе, к тому, что не все предметы одинаково важны и что пятёрка по истории и пятёрка по изо — разные и даются разными усилиями. И, если ребёнок собирается, допустим, в архитектурный, пятёрка по изо — одна из самых важных.
О сложных заданиях
— И всё-таки как быть со сложными заданиями, особенно в начальной школе, которые отнимают и у родителей, и у детей массу времени? Например, одна моя подруга рассказывала, что потратила половину зимних каникул на то, чтобы сделать для дочки-первоклассницы книжку о цифре. А дочери другой знакомой дали задание на тему: «Геометрические фигуры в клумбах города».
— Как я поступила бы с заданием сделать книжку о цифре? В первую очередь обсудила бы с ребёнком, какого результата он хочет добиться. Если школьник затрудняется с ответом, задайте наводящие вопросы: из чего состоит книжка, сколько страниц он хотел бы видеть в ней, какой представляет обложку. То есть бесконечно задаём вопросы, чтобы ребёнок начал размышлять. Дальше можно обсудить технические детали: из чего можно было бы сделать цифру. После этого маме остаётся только обеспечить ребёнка необходимым материалом для выполнения задания. Так же и с клумбами: берёте ребёнка за руку и вместе идёте гулять по городу. Ваш школьник высматривает клумбу, фотографирует её, вместе обсуждаете, какой она формы.
— С одной стороны, это даже интересно. Особенно если у родителей достаточно много свободного времени. Но как быть тем, у кого его просто нет?
— Ну, во‑первых, наверняка на подготовку таких заданий даётся всё-таки не один день. Другой вопрос, что это требует от родителей больше терпения и времени. Поэтому многим проще и быстрее сделать задание самим. Стоит задуматься о том, что детям катастрофически не хватает общения с родителями. И подобные совместные проекты — в том числе попытка школы чуть-чуть изменить жизнь взрослого и ребёнка в пользу ребёнка. Так что цели у этих программ самые благие. Страдает, как всегда, исполнение.
Замедлить жизнь
— Может быть, есть смысл вернуться к старым школьным программам, которые не требовали от родителей и детей таких усилий? Я, например, со старшей дочкой не учила уроки дни и ночи напролёт. И мои родители не делали этого.
— Я бы не спихивала всё на школьную программу. Думаю, если бы современные дети учились по старым программам, те уже не имели бы того же эффекта, что и 15 лет назад. Сейчас на развитие ребёнка во многом влияет тот поток информации, который он через себя пропускает. Раньше информации было гораздо меньше. Теперь же появилось большое количество круглосуточных телеканалов с мультфильмами, есть Интернет с абсолютным доступом всего что угодно. При этом дети совершенно не умеют обрабатывать получаемую информацию, анализировать её. Это неумение делает их невнимательными и поверхностными. Поэтому родители должны помогать детям стать глубже, обязаны учить их думать, задавать себе вопросы. Школьные программы для начальных классов как раз эту цель и преследуют. Бороться с последствиями воздействия информпотока можно, только углубляя ребёнка, замедляя и его темп жизни, и свой собственный.