Константин СОЛДАТОВ: «В Кирове меня преследует Константин Эдуардович Циолковский»

Александр ФАЛАЛЕЕВ.
Опубликовано: 26.01.2016 15:18 0 1307
Константин СОЛДАТОВ: «В Кирове меня преследует Константин Эдуардович Циолковский»

Режиссёр Калужской драмы вот уже две недели пребывает в статусе главрежа Кировского драматического театра.

Молод, талантлив, востребован
Калужанам режиссёр Солдатов известен постановками яркими и разнообразными. Большой зрительский успех, восторженную прессу и положительную оценку критики получил мольеровский «Лекарь поневоле». Второй сезон собирает аншлаги экспериментальный «Дракон» по Евгению Шварцу. Впечатлил эстетский «Шум за сценой», почему-то незаслуженно быстро изъятый из репертуара. Радовал детей и родителей «Незнайка»… На телеканале «Ника ТВ» в творческом тандеме с актёром Леонидом Клёцем Солдатов одно время выпускал авторские юмористические «Бесполезные передачи». Вне театра поставил взбудоражившую молодёжь рэп-блюз-рок-программу по текстам Коли Сулимы. А ещё Константин Владимирович преподавал у калужской группы студентов «Щуки», определял репертуарную политику живых концертов рокерско-эстетского «Бара Мажор» и руководил в КГУ студенческим театром. 17 насыщенных творческих лет в Калуге. Казалось бы, работай себе да работай…

«Перемен требуют наши сердца!»
Однако ещё до премьеры «Дракона» Константин Солдатов известил директора Калужской драмы Александра Кривовичева о том, что собирается забрать из «намоленного места» трудовую книжку. А на вопрос друзей и заядлых театралов: «Куда?» — загадочно улыбался: «Туда!» Что означало: «Пока сам не знаю и вам не скажу».
И вот, практически сразу после новогодних праздников, интернет-сайты кировских и столичных СМИ разносят весть: новому главрежу Кировской драмы — 35 лет! А «Эхо Москвы» и вовсе конкретизирует: «Новый главреж рассказал, чего не хватает одному из старейших российских театров». Вот как оно всё обернулось…
Так Калуга лишилась, а Киров приобрёл интересного молодого режиссёра.
Разыскать Константина Владимировича не составило большого труда, благо и в соцсетях Солдатов по-прежнему доступен, и на телефонные звонки доброжелательно отвечает. Мы позвонили новоиспечённому главрежу 22 января, днём.
— Константин Владимирович, как настроение?
— Нормальное настроение. Рабочее. И вам того же желаю! Погода у нас тут отличная! Настоящая морозная зима! Город красивый, расположен на девяти холмах. Много памятников архитектуры. Помимо драмы очень сильный театр «На Спасской» — магнит для молодёжи, где в своё время работал Борис ПавлОвич.
— Как же вас так далеко занесло-то?
— Разве это далеко? Вот мой товарищ по режиссёрскому факультету ГИТИСа Артур Кочканян из Нижнего Новгорода нынче возглавляет театр в заполярной Воркуте. Вот это далеко (смеётся)!
— Тысяча километров — это тоже не близко для женатого человека и отца первоклашки. Когда же вы решились на столь дерзкий шаг — уехать из вскормившей вас Калуги?
— Я давно получил предложение составить план развития театра. Благо учился этому в Школе театрального лидера. План сверстал. И первые переговоры состоялись ещё в августе. Но потом всё как-то затихло. И я пребывал в неведении, чем этот эксперимент закончится. Однако не скучал. У меня были постановки в Тюмени, потом — в Красноярском крае. В Киров меня пригласили на аудиенцию уже в ноябре. Ознакомил чиновников со своим видением развития театра — им понравилось.
— Впечатлили чиновников так, что вам даже не стали искать альтернативы и сразу утвердили. Так, по крайней мере, пишут местные СМИ. Однако при знакомстве с коллективом вы свой план «захвата театрального Кирова» не озвучили. Почему?
— Пока не решится главный вопрос с финансированием, раскрывать все карты не имеет смысла. Вот если министерство выполнит пусть даже 30% обещаний, тогда можно будет вступать в активную фазу реализации хотя бы части задуманной мной программы. Со своей стороны всем необходимым 
я располагаю.
— Пишут и о том, что новый главреж удивил уже тем, как знакомился с каждым из актёров лично: включая во время беседы видеокамеру. Прямо как на пробах в кино! Как к этому отнеслись артисты?
— Скажем так, не все с восторгом (смеётся)! Кто-то сразу вошёл в роль, кто-то — с осторожностью, кто-то — с опаской. Дело в том, что я стал искать в театре видеоархив, чтобы получить хоть какое-то представление о труппе в целом и о каждом артисте в отдельности. Привык, что в Калужской драме мы всё снимали и архивировали. А тут оказалось — никакого видео нет вовсе. Ну я и решил восполнить пробелы, начав создавать видеоархив с таких мини-монологов каждого артиста о себе. Это же весьма любопытно, полезно и поучительно. В конечном итоге все подключились, всё получилось, и я остался доволен. Снял достаточное количество роликов, теперь монтирую. И вдруг поймал себя на мысли, что фильм становится похож на производственные документальные ленты, которые снимали в СССР. И тогда я перевёл отснятое в чёрно-белый вариант. Порадовало!
— Какое впечатление получили от знакомства с коллективом? Ведь не секрет, что вашего предшественника большая часть творческого цеха отвергла при первом знакомстве. Хотя он их земляк. И главреж едва продержался сезон. А ещё вспоминается фильм про театр «Сукины дети»…
— Меня, как мне кажется, в штыки никто не принял. Потихонечку знакомлюсь. Осваиваюсь. Артисты, безусловно, люди с характером! Однако мне с ними комфортно. Труппа меньше, чем в Калуге, практически в два раза, а значит, равномерно загружена. В целом весьма любопытная. И, что очень интересно, чуть ли не поголовно — музыкальная! И не только артисты. Среди техсостава много музыкантов и людей, разбирающихся в музыке. Есть даже поклонники heavy metal. Всё это, естественно, меня очень порадовало! Вообще, в городе, как я уже успел почувствовать, есть мощный культурный пласт. Естественно! Здесь жил Герцен. И, как я выяснил в первый же день, Константин Эдуардович Циолковский имеет к Кирову непосредственное отношение! Личность нашего гения преследует меня (смеётся)! Мы же в Калуге задумывали интересный проект о Циолковском, однако не нашли поддержки. Может, в Кирове эту тему удастся реализовать.
— Поговаривают, что долго вы там не запрягали. С места — в карьер!
— Я приехал в Киров 13 января. Познакомился с коллективом. Пообщался с чиновниками местного минкульта. И уже приступил к репетициям спектакля.
— Что увидят кировчане в вашей постановке?
— «Старшего сына» Александра Вампилова. Будем ставить спектакль в сжатые сроки. Премьеру наметили на март.
— Помимо собственной постановки как главный режиссёр чем озабочены?
— Репертуарной политикой и налаживанием внешних творческих связей. Будем готовиться принять в мае с гастролями театр Калягина. В июне приедет Мильграм со своим Пермским «ТЕАТРОМ». Уже практически до отпуска всё распланировали.
— В Кировской драме репертуар поставлен на жёсткий производственный поток? Спектакли придётся штамповать один за другим? Как в Калуге?
— Нет. Тут гораздо меньше премьер намечено на сезон. Три-четыре. Это связано с небольшим бюджетом, который выделяют театру. В связи с чем мы предложили министерству новый план в надежде на серьёзное увеличение финансирования.
— Калужане театр любят. И драма, и ТЮЗ, и кукольный театр избалованы вниманием публики. Константин Владимирович, успели ли вы дать определение кировскому зрителю? Какой он, кировский театрал?
— Увы. Пока аншлагов я не наблюдал. Зритель странно к театру относится. Репертуар тут наполнен развлекательными историями. Эти репертуарные дыры, конечно, нужно заполнять и классикой, и современной пьесой, и спектаклями для молодёжи. Здесь огромное поле для фантазии, импровизации. Работы — непочатый край. Но, повторюсь, всё будет завесеть от финансов. Поэтому пока я очень аккуратно подхожу к выбору пьес.
— Как вас встретили в бытовом плане? Жить есть где?
— С этим всё в порядке. Мне снимают квартиру в центре, в десяти минутах ходьбы от театра.
— Очень серьёзный вопрос. Жену с сыном не хотите перевезти в Киров? Другими словами, не собираетесь ли вы лишить Калужский драмтеатр ещё и прекрасной актрисы, на которую идёт зритель, которая задействована во многих классных постановках как на главной сцене, так и на малой эстетской?
— Пока я тут один. И торопиться перевозить семью не буду. И Ирину (Ирина Якубенко. — Прим. авт.) срывать грех: у неё обязательства перед театром, и для сына-первоклашки переезд может оказаться не очень комфортным. Мне необходимо обустроиться, понять, нужен ли я, нужны ли мои планы и чаяния. Выстроить отношения с коллективом, с министерством. Одним словом, обжиться. Пока придётся переносить все бытовые тяготы и лишения в одиночестве. Однако, надеюсь, Ира скоро навестит меня. Я всё-таки не за тремя морями. Да и я как-нибудь при удобном случае выберусь в Калугу на денёк.

Александр ФАЛАЛЕЕВ.
Опубликовано: 26.01.2016 15:18 0 1307
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев