Слухи об увольнениях на «Фольксвагене» несколько преувеличены
Калужский автомобильный гигант создает «подушку экономической безопасности», оптимизируя расходы. В то же время объективный анализ свидетельствует, что паника в СМИ вокруг автомобильной отрасли нагнетается во многом искусственно.
Новость о Калуге пришла из Америки
Группа Volkswagen, которая собирает основную часть автомобилей для российского рынка на собственном предприятии в Калуге, намерена уволить 600 человек временного персонала. В следующем году на заводе планируют сократить еще 200 временных и 400 постоянных из 4800 своих сотрудников.
Эта ошеломляющая для многих калужан новость в конце декабря появилась на американском портале Fox Business. Она тут же была опубликована на сайте журнала «За рулем», а также в других авторитетных российских изданиях, разошлась в социальных сетях.
Что характерно: американский сайт честно сообщает, что информацию он взял «у людей, знакомых с ситуацией», то есть, попросту говоря, с потолка. Российские же издания эту важную оговорку опустили, ограничившись ссылкой на американский портал.
В статье также сообщается, что с 22 декабря сотрудники завода уйдут на каникулы до 12 января. Fox Business напоминает, что предприятие уже останавливало конвейер на три недели в качестве корректирующей меры из-за снижения спроса на автомобили.
По мнению авторов статьи, руководство немецкого предприятия «все более взволновано» падением курса рубля, поскольку это делает продукцию менее рентабельной.
А как на самом деле?
В начале 2014 года на калужском заводе открыли новый кузовной цех. В настоящее время полным ходом идет строительство завода по производству двигателей — его открытие запланировано на 2015 год.
Завод «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус», действительно, ушел на новогодние каникулы 22 декабря и вновь начнет работу 12 января 2015 года. Может быть, американцам такой простой покажется значительным, но россиянам-то прекрасно известно, что с 1 по 11 января в стране официальные государственные праздники и не работает практически никто. Так что речь фактически идет только об одной предпраздничной неделе, на которую и так многие берут отпуск.
Корректировка производственных планов и в связи с этим — количества смен на предприятии такого уровня — явление нормальное. Ведь мощность завода в Калуге составляет 225 тысяч автомобилей в год. Для сравнения: все население Калуги составляет 334 тысячи человек.
Что касается увольнений, то объемы производства планируются и анализируются еженедельно. Стратегические планы формируются на основе долгосрочных экономических трендов — в условиях их неопределенности говорить о каких-то конкретных цифрах увольнений на год вперед совершенно бессмысленно.
При этом, по словам директора завода Андреаса Клара, Volkswagen Group полностью подтверждает свои обязательства на российском рынке и последовательно придерживается выполнения своей инвестиционной программы.
Складывается впечатление, что американские авторы выдали желаемое за действительное, а российские издания бездумно скопировали. Учитывая, что рубль отыграл уже практически половину от уровня черного вторника, перспективы лидера калужского автомобилестроения выглядят совсем неплохо.
Кризис не для всех
Паническая новость о калужском «Фольксвагене» далеко не единственная. С недавних пор в СМИ появились многочисленные статьи о том, что иностранные производители автомобилей в России испытывают глубокий кризис.
Действительно, в этом году в стране упали продажи многих автомобильных брендов. Так, за 11 месяцев этого года спрос на автомашины марки Ford снизилcя на 40%. Сократились продажи французских Peugeot (–39%), Citroёn (–33%) и некоторых других.
При всем этом, по данным Ассоциации Европейского бизнеса, в 2014 году спрос на автомобили марки Lexus в России вырос на 24%. Улучшили свои показатели Mercedes-Benz (+12%) и большинство японских автомобилестроителей — Mazda (+13%), Nissan (+10%), Toyota (+3%). Но об этом почему-то предпочитают умалчивать.
Спрос на автомобили марки Skoda, собираемые и в Калуге, снизился в России в этом году всего на 1%. Согласитесь, не очень убедительное основание для увольнения трех четвертей персонала завода, который выпускает одну из самых популярных в России моделей ŠSkoda Rapid. В соцсетях люди жалуются, что вынуждены дожидаться своих заказов на этот автомобиль по полгода.
Немного выводов
Как бы там ни было, но ажиотажный спрос на новые машины в середине декабря неизбежно сменится январско-февральской депрессией. Это нормальный сезонный цикл, маркетологам он прекрасно известен, и поэтому бояться его не стоит.
Иностранный производитель автомобилей чувствителен к курсу национальной валюты ровно в той мере, в какой зависит от импорта.
Несмотря на то что в Калуге концерн наладил полный производственный цикл, включая сварку и покраску, его зависимость от валютного курса остается существенной. В первую очередь это связано со сложной логистикой: современный автомобиль состоит из десятка тысяч деталей, значительную часть которых закупают за евро у фирм-партнеров в Германии, Австрии и других странах.
Разумеется, никто не рассчитывает на возврат к курсу 40 рублей за 1 доллар, поэтому меры по экономизации производственного процесса на заводе неизбежны. Вместе с тем запуск производства двигателей будет еще одним шагом по снижению зависимости калужского предприятия от валютного курса и, соответственно, по повышению рентабельности производства.