«Куда ты летишь?»

Александр Фалалеев
Опубликовано: 23.12.2014 17:37 0 1016

Накануне Нового года калужанин Евгений Кузнецов представил землякам живую версию недавно вышедшего в свет своего СD-диска с песнями на стихи Марины Улыбышевой.

Презентация-концерт музыкального альбома Евгения Кузнецова, инженера-геодезиста, бизнесмена, известного в творческой среде своей страстной увлеченностью музыкой, сочинительством и меценатством значимых культурных проектов, в том числе и международного фестиваля «Мир гитары», прошла в Калуге субботним вечером 20 декабря.

Гостей в фойе Дома музыки встречал сам композитор — во фраке, в окружении родных и близких, принявших непосредственное участие в организации этого предновогоднего музыкального события. Надо сказать, события неординарного и редкого для Калуги, богатой музыкальными талантами.

Не любопытства ради

Заинтригованных симбиозом высокой поэзии (Улыбышева — профессиональный литератор, автор множества поэтических сборников, книг прозы и публицистики, член Союза писателей СССР и России) и легкой музыки оказалось весьма внушительное количество. Дом музыки уже за полчаса до начала концерта заполнился людьми самых разных сословий и профессий. Здесь можно было встретить музыкантов профессиональных и самодеятельных, руководителей культурных и учебных заведений, завсегдатаев камерных концертов Дома музыки, студентов, бухгалтеров, строителей и экологов, журналистов, поэтов и писателей, учителей и библиотекарей, политиков и бизнесменов с женами, чиновников и госслужащих, пожаловавших без своих половинок. Второго виновника такого любопытного собрания людей, неравнодушных к творчеству, — поэтессу Улыбышеву — сопровождал муж, известный русский поэт Дмитрий Кузнецов.

Было шумно и весело. Всех угощали шампанским, изящными канапе и дарили свеженький альбом. Кое-кто из пришедших на концерт, как выяснилось, уже успел ознакомиться с новым творением Кузнецова, однако вместе с остальными пребывал в нетерпеливом ожидании встречи с музыкантами джаз-банда Романа Азатова, принимавшими участие в аранжировках и записи композиций. Запись вокала и сведение альбома проходили в звукозаписывающей студии, принадлежащей композитору.

Музыканты творят

Надо сказать, что творческий союз Евгения Кузнецова и Романа Азатова сложился несколько лет назад и исчисляется пятью совместными альбомами песен на стихи Александра Кузнецова (родного брата Евгения). Еще раньше Евгений вместе со старыми друзьями из его некогда популярной в Калуге группы «Реверанс» (Олегом Чернышом и Евгением Максимюком), а также с Борисом Колесовым, Владимиром Вислобоковым и другими калужскими музыкантами записал на своей студии несколько пластинок, опять-таки на стихи А. Кузнецова. Выпустил диск своих версий песен гениального русского шансонье Александра Вертинского. А вот сотрудничество композитора с поэтом Мариной Улыбышевой и вокалисткой Аллой Тарасовой состоялось впервые.

Рисковый эксперимент

— О том, что Евгения вдохновили мои стихи, я узнала только после того, как диск уже был готов к тиражу, — говорит, улыбаясь, Марина. — Для меня это стало полной неожиданностью! Есть одна песня на мое стихотворение «Ах, осторожно! Здесь ступеньки». Но ее написали и исполняют братья Мищуки — известный московский дуэт. Так это понятно: для бардов стихи — первооснова. А вот поп и рок-музыке, как я полагала, высокая поэзия чужда и даже вредна. Этому жанру нужны рифмованные тексты с ассоциативным набором слов и простеньким сюжетом, для которых главное — фонетика, правильно организованная для удобного пения гласных. И, как правило, сначала композитор-песенник пишет красивую проникновенную мелодию, а уже потом специально обученный человек накладывает на нее простенькие, слегка зарифмованные запоминающиеся слова. Поэтому, например, рок-музыканты сочиняют тексты сами. Я нисколько не принижаю профессионализм поэтов‑песенников. Напротив, написать текст, который станет шлягером, весьма трудное дело, порой непредсказуемое, но к настоящей поэзии отношения не имеющее. Это совсем другое направление рифмотворчества. Что получилось в нашем случае, не знаю… Страшновато… Как люди оценят? Но в любом случае — огромное спасибо Евгению, Роману и всем музыкантам за этот смелый эксперимент! Это же чудо — услышать, как твои стихи воспринимают другие, какую они почувствовали в них мелодию, как положили на гармонию. Как это звучит в целом. Очень любопытно! Я вообще приветствую творчество во всех его благих проявлениях!

Вкусно прозвучали

Чуть более часа музыкальной поэзии пролетели незаметно. Надо отдать должное исполнителям, которые подошли к презентации по-хорошему неординарно, творчески. Во‑первых, «Джазатов‑бенд» вышел на сцену в расширенном составе: с двумя барабанщиками (Беляев и Коновалов) и двумя гитаристами (Симонов и Маштаков). Во‑вторых, первоначальные аранжировки, и без того изощренные, где-то дополнившие, где-то преобразившие нехитрые мелодии, были исполнены еще интереснее, чем на диске, драйвовее. В некоторых местах потрясающе вкусно! Алле Тарасовой, тонко-изящно поющей стихи, помогали ее ученики-вокалисты — бек-трио (Анна Малолетнева, Софья Бутонаева, Константин Ерлыченко). Роман Азатов играл на клавишных, аккордеоне и саксофоне. А Вадим Симонов вкраплял акустическую гитару. Живое исполнение рождало новые чувства и эмоции, несравнимые с прослушиванием электронной записи.

Первые ряды (поклонники поэзии) пытались вслушиваться в слова, другая половина (особенно балкон) громко обсуждали гармоническо-ритмические изыски. Под овации публики музыканты на бис завершили презентацию рок-н‑ролльной композицией «Многоточие».

— Как? Уже конец? — раздавались крики из зала. — Тогда давайте все сначала!

Однако все хорошее быстро заканчивается. Музыканты и авторы кланялись, принимали поздравления и цветы!

Новогодний импульс

После концерта, прямо в зале к Евгению Кузнецову выстроилась очередь из желающих получить автограф на обложке пластинки, а вокруг Марины Улыбышевой образовалось плотное кольцо поклонников поэзии. Успех! Публика расходиться не торопилась. В фойе делились впечатлениями. Не все приняли интерпретации некоторых стихов. Так на то оно и творчество! Кому-то понравились лирическая «Душа одинока, звезда одинока» и заглавная «Куда ты летишь, горевая душа?», а кому-то запомнились задорные ритмичные «Военный городок» и «Уезжаю». Значит, эксперимент по слиянию высокой поэзии и легкой музыки можно считать любопытным и состоявшимся. И еще — концерт дал добрый импульс настоящему новогоднему праздничному настроению!

Александр Фалалеев
Опубликовано: 23.12.2014 17:37 0 1016
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев