Нежный возраст и взгляд с десятого этажа: что привезла в Калугу питерская художница

Елена Прудникова назвала свою выставку «Без суеты».
Татьяна Светлова
13.09, 19:00
1 6130
Фото автора.

Елена родилась Елена в Чите, но с 1998 года живет в Северной столице.

Обычно художники из других городов приезжают в Калугу на пару дней, лишь на открытие своей выставки.

Но Елена провела в нашем городе целую неделю: гостила у друзей-художников, гуляла по улочкам Калуги и монтировала свою выставку в Доме музыки.

- Город уютный, тем не менее он кажется большим, - поделилась она впечатлениями о Калуге. - Улицы чистые, есть интересные старинные здания с красивыми балкончиками, много храмов в центре. А в парке, где Ока вид величественный, чувствуется, что у города богатая история.

Елена Прудникова любит рисовать людей и внимательно относится к деталям.
Елена Прудникова любит рисовать людей и внимательно относится к деталям.

 В пятницу вечером в Доме музыки состоялось открытие выставки Елены Прудниковой «Без суеты».

На вернисаж собрались калужские художники и ценители искусства.

Экспозиция полностью оправдывает свое название — в зале царила атмосфера спокойствия и созерцания.

Гости смогли увидеть яркие осенние пейзажи, лиричные женские портреты и выразительные мужские образы.

Сквозными темами стали детство, материнство, а также контраст между строгой архитектурой Петербурга и мягкой красотой провинции.

«Зима в Аргамаче», 2024 год.
«Зима в Аргамаче», 2024 год.

С высоты

Особое место на выставке заняли виды из окна. Одна из ключевых серий была написана в родной для художницы Чите в 2020 году, во время пандемии.

Елена запечатлела вид с десятого этажа из окна своей мамы: старые дома и деревянные бараки с огородами и уличными туалетами, которые скоро должны снести, и надвигающиеся на них современные высотки.

- Меня привлек этот контраст — уходящее старое и наступающее новое, объясняет Елена. - Утро, зима. Смотришь из окна – в этих старых двориках идет своя жизнь: собачка бегает, кто-то ведро выливает, вот какой-то забулдыга пошёл.

Это словно живое реалити-шоу, настоящий срез времени. Меня тронул этот сюжет, захотелось показать подлинную жизнь провинциального города.

В этой сери работ художница берёт один и тот же пейзаж с разных ракурсов, делает крупные планы, чтобы запечатлеть не только общую картину, но и важные, уходящие детали. 

Родную Читу Елена рисует часто.
Родную Читу Елена рисует часто.

В мастерской отца висел портрет Шукшина

Несмотря на то, что Елена по характеру интроверт, главный источник её вдохновения — люди.

Она рисует музыкантов, художников, балерин с которыми её сводит судьба. Например, есть портреты гитариста «Урфин Джюс», «Настя» и «Наутилус Помпилиус» Егора Белкина, известного художника Анатолия Левитина.

Но самой любимой и главной моделью художницы стала её дочь Варвара.

Сейчас Варе почти 20. Елена пишет её с младенчества. По картинам можно проследить важные этапы жизни.

На полотне «Нежный возраст» - задумчивая девушка на подоконнике в момент непростого выбора. Эту работу Елена особенно ценит.

А на другом портрете — совсем иная Варя, ей 14: с ярко-красными волосами и бровями, она только выскочила из ванной и с любопытством разглядывает себя в зеркале. Это тот самый возраст, когда хочется нравится, привлекать к себе внимание.

Варя, кстати, тоже рисует, она отучилась на дизайнера и теперь планирует поступать в Академию живописи.

«Нежный возраст». Здесь Елена изобразила свою дочь Варвару.
«Нежный возраст». Здесь Елена изобразила свою дочь Варвару.

На выставке можно увидеть и портреты родителей Елены.

Притягательный и глубокий взгляд её отца, Сергея Ермолаевича Прудникова, ощущается в любом уголке зала. Эта сильная, энергичная работа.

А потрет мамы легкий, написан в мягких, пастельных тонах.

 - Мой папа был художником, — Елена подходит к его портрету. — Родился он на Алтае, по соседству с деревней, где жил Василий Шукшин, и очень этим гордился.

Шукшин был ему близок по духу. Папа — настоящий мужик из деревни, но он перечитал всю местную библиотеку, сумел получить образование и стал известным в Чите живописцем.

Был мастером сурового стиля, но писал и лиричные работы. И в мастерской у него всегда висела фотография Шукшина.

Сергей Ермолаевич окончил художественное училище в Бийске, а затем — Дальневосточный институт искусств. Его характер был противоречивым: он мог быть резким и прямолинейным, но при этом душевным и заряжал всех вокруг невероятной энергией.

- Он оказал огромное влияние и на меня, и на маму. Моя мама, Вера Павловна, родилась в небольшом посёлке, а потом переехала в Читу.

Она профессиональная пианистка, но, познакомившись с отцом, почти стала художницей. Отца уже нет в живых — он ушёл в 2002 году. Но я до сих пор наполнена этой энергией, мне хочется быть настоящим художником.  Я написала этот портрет, чтобы сохранить нашу связь, чтобы диалог с ним продолжался.

Елена возле подртрета отца.
Елена возле подртрета отца.

Картины со смыслом

Одной из центральных работ на выставке стала картина «Искусство». На ней изображена балерина, ведущая солистка театра Эйфмана, склонившаяся в необычной, почти пронзительной позе с вытянутыми руками.

- Мне хотелось показать, что балерина не объясняет искусство, а буквально отдаёт его зрителю, благодаря за сопричастность, - поясняет художница.

Не менее сильное впечатление производит глубокий, почти мистический портрет Рембрандта, написанный маслом в тёмной, сгущённой гамме. Эта картина была создана для конкурса в Нидерландах в 2019 году.

- Мне виделся Рембрандт в своей мастерской, будто пытающийся что-то сказать нам из темноты, из прошлого, — говорит Елена. — Я хотела высветить его из темноты.

И добавила несколько смысловых слоёв. Если приглядеться, в глубине мастерской проступают очертания камина, на полке — кисточки и череп.

Это не просто чёрный фон, а пространство, наполненное символами творчества и бренности бытия. 0+

 

 

 

 


Новости по тегу
Лента настроения
12 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 1 комментарий
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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