Водяной пастушок, лисята и гадюки: кто попадает в объектив калужского фотоохотника
Он поделился удивительными историями из своей многолетней практики: как птицы реагируют на съёмку, какие редкие бабочки посещают его ночью, как удалось запечатлеть лисят и даже гадюк.
Фотографией Константин Иванович увлёкся в 12 лет, когда мама подарила ему первый фотоаппарат — профессиональный «Зенит». С тех пор он снимает дикую природу, объездив почти всю Калужскую область в поисках редких животных и птиц.
На фотоохоту он берёт с собой только воду: в засаде есть не хочется, хотя порой приходится ждать удачного кадра по 11 часов подряд. Но результат того стоит — его работы не просто снимки, а настоящие истории.
Сейчас часть этих историй можно увидеть на выставке в библиотеке им. Белинского. А если навести телефон на QR-коды, можно услышать голоса 25 птиц, которых снимал Константин Иванович.
За годы увлечения у него накопилось почти 2000 папок с фотографиями.
Лучшие из них вошли в два фотоальбома, которые Ширяев издал для любителей природы. Каждый снимок подписан с юмором, ёмко и тонко — как настоящие записки натуралиста.
- Я уже на слух знаю, какая птица у меня за спиной. Иногда они будто на меня ругаются или понимаешь, что у них птенцы, и они близко не подпустят. С годами приходит опыт, - объясняет фотоохотник.
Студенты перепутали
В Калугу Константин Ширяев приехал в 1969 году из Крыма.
- В определении видов по фотографии мне помогли в пединституте, там кафедра была и зоокружок, - рассказывает Константин Иванович.
- Приходил я туда и для того, чтобы найти единомышленников, заядлых любителей природы.
Студенты делали курсовые, ездили в экспедиции, например, в Сивково. Мы спорили, обсуждали находки.
Как-то приехал к ним, интересуюсь, что новенького? Отвечают: «Нашли гнездо сорокопута мужлана». Я даже переспросил: «Кого-кого!?»
Они обиделись: «У нас так записано». Оказалось, что за преподавателем записывала только одна девочка, и вместо «жулан» ей послышалось «мужлан». А все остальные у нее переписали.
Я им говорю: «Чего обижаетесь, зато вы по латыни говорите, как инопланетяне. Я -то знаю только рica pica – сорока, мotacilla flava - желтая трясогуска, мotacilla alba - белая трясогуска».
Удоды на чердаке
Точек и укрытий у Константина Ширяева много. Как-то в дупле старого дуба, растущего на дне воронки, оставшейся со времен войны, он снимал удодов.
Другая любопытная история с этими птицами произошла на чердаке его знакомых художников. Там в одном углу обосновались удоды, а в углу напротив кошка родила котят.
- Снимал я их на пленку, а когда отдал проявлять, мне ее засветили. Остались только записи наблюдений за ними, - сожалеет Константин Иванович.
Приманил пастушка
Чтобы сделать удачный кадр, калужский фотоохотник использует записи птичьих голосов. В прошлом году ему так удалось снять редкого водяного пастушка из Красной книги.
- У взрослой птицы красный клюв, а у малышей водяного пастушка - белый и полностью чёрное, как бархатное, оперение.
Сначала я включил запись громко — это сигнал тревоги. Потом сделал тише, и пастушок подумал, что это его друзья-пацаны собрались, вышел на открытое место.
А в этом году он мне не поддаётся, прячется и всё. Сейчас в том месте нет ила, только вода. Он меня видит, а я его нет.
Знаю, что есть птенцы, что вторая кладка, но не хожу, не пугаю, а только из укрытия жду, когда начнется движение. А пока он бурчит: ругается на меня.
Ястреб под окнами
Интересные кадры можно сделать даже в городе.
— Я часто снимаю птиц прямо из окна — например, чаек. Однажды вечером, не помню точно год, видел полярную сову на куполе кинотеатра «Центральный».
А самые запоминающиеся съёмки случаются неожиданно.
— Как-то раз звонит товарищ: «Ты дома? Под твоим окном ястреб-тетеревятник голубя потрошит!» Я в тапочках — бегом вниз по лестнице, успел немного поснимать.
Потом один «крутой» попытался спугнуть ястреба, но тот не смог поднять добычу и отлетел в сторону.
Сейчас Константин Иванович планирует снять слётков стрижей — видел их стайки возле сквера Медсестёр, рядом с храмом Жён Мироносиц.
Необычные методы
— Снимать птиц непросто, — признаётся фотоохотник. — Один мой знакомый ради кадра даже потрошил бабушкину подушку, выкидывал перья, чтобы стрижи таскали их на гнездо. И заснял это. Вот как надо любить это дело!
У меня подход попроще. Если хочется снять птиц поближе, я беру большую сухую ветку с развилкой и втыкаю её в землю, как удочку.
Птицы садятся — и можно делать крупно портреты. Был случай, два подросших утенка залезали, чистились.
Для съёмки крупным планом есть и другие хитрости:
— Однажды я нашёл старую осину, ее дятлы долбили, и в дырки засунул кусочки плавленого сырка. Птицы прилетали, искали сырок.
И я мог управлять кадром: если нужна была спина дятла с поворотом головы — сыр клал в середину, а если хотел, чтобы птицы сели по сторонам — раскладывал по краям. Прилетали и дятлы, и сойки.
А как-то решил снять соек с желудями. Насыпал три мешка дубовых листьев, желудей и семечек.
Мелкие птицы первыми заинтересовались, стали заглядывать в мешок, крупные это увидели, поняли, что там корм, и тоже подтянулись.
В итоге снимал их с полутора метров!
Ещё один урок фотоохоты: как подобраться к стрекозам. Шёл вдоль речки под Шопино — они сидят, думаю: я же мастер, сейчас сниму!
Но они на два метра меня не подпускают. Было жарко, я залез в воду, вымылся — и тогда на 5 сантиметров подпустили.
А до этого запах пота их отпугивал, думали, что зверь какой-то, надо подальше держаться. Поэтому, если жара, стараюсь руки подольше в воде подержать и умыться, потом уже снимать.
Прилетают бражники
Нередко калужский фотоохотник и по ночам не спит, приманивая бабочек с помощью лампы и белой простыни.
— Для ночной съёмки нужен яркий свет, как у уличных фонарей. Натягиваю простыню, вешаю лампу — и слетаются бражники. Эти бабочки похожи колибри.
Однажды на простыне собралось 24 бражника разных видов.
Свет они замечают за 100 метров. Я всегда записываю время, обычно прилетают во второй половине ночи, после полуночи.
Но я только в этом году узнал, что некоторые их виды живут всего три дня и вообще ничем не питаются. Питались они, когда были гусеницами.
А самка и самец находят друг друга по запаху — чувствуют феромоны за полтора километра.
Есть и виды бражников, которые любят флоксы, зависают над ними, я и таких снимал. Лампу включил, они налетели. А я хожу около флоксов, стерегу этих ребят.
В деревне у моего товарища большое разнообразие бабочек.
Мало того, это пойма Жиздры, там пролет идет: до полутора тысяч только гусей пролетают.
Следующей весной на пару недель туда поеду. И бабочек поснимаю, и птиц.
Там есть склон, терраску выкопаю, чтобы палатку можно поставить, и - на ночь туда. Если пришел днем или рано утром, испугал их, можешь больше не ждать, уже бесполезно.
Надо и с ночевкой идти, не смотря на погоду. О комфорте не думаешь, бывало, у кормушек в лесу на Правобережье я сидел и в -27 градусов.
Любопытные звери
Иногда удача сама находит Константина Ширяева.
- В семь утра звонит товарищ, который больше пятидесяти лет кольцует птиц: «Лисят хочешь пофотографировать?» Конечно хочу!
Он рассказывает: «Сетку натягиваю, чтобы попались птицы. Оглянулся, а мою сумку лисята проверяют».
Я помчался без палатки, без маскировки.
Лисята – любопытные, и я положил что-то съестное в пакет, а сам отошел. И вот, они уже перед камерой, трое вылезли.
Я снял, как вдвоем сидят и как один погреться вышел. Но при взрослой лисице этот трюк не сработал бы: она могла увести лисят.
Снимал я и гадюк. Самое страшное для змеи было, что я её с 40 сантиметров фотографировал, когда она из норы вылезала.
А получилось как: я подошёл, змеи ведь не слышат, но чувствуют вибрацию, лёг.
У меня был мешочек с семечками и штатив для низких съемок. Но не подумал о расстоянии. Гадюка вылезала, и я напугал ее.
Гадюк в Калужской области много.
Знаю, что есть колодцы в заброшенных деревнях, и они заняты гадюками, обитающими в этой гнили. Я просился - меня не везут, а я бы с удовольствием…
Только новые снимки
У калужского фотоохотника наконец-то появился ученик. В ближайшие дни они отправятся снимать больших белых цапель на реке.
А ещё Константин Иванович готовит третью книгу — с новыми фотографиями и историями.
- Она выйдет в апреле следующего года, там будут только новые снимки, которые я снял в этом году и интересные моменты, - обещает калужский фотоохотник.
