Калужские бабы и девки, увидев разносчика, стекались со всей деревни
Продолжаем цикл статей об истории Калуги и области.
Напомним, каждую пятницу в 20:00 мы публикуем исторические очерки о нашем городе, известных земляках и их судьбе.
Все исторические публикации можно посмотреть в разделе История Калуги.
Сегодня расскажем, кто такие прасолы, трчяпичники, разносчики.
Платили дегтем и леденцами
Раньше по деревням ходили скупщики, которых называли прасолы и тряпичники.
Вот, что писали этнографы Калужского уезда: «Они занимаются скупкой скота, птиц, кож и шкур, меда, «овощины», пчёл, щетины, тряпья и прочего.
Скот и домашнюю птицу скупают крупные прасола. Приехав в деревню, они наводят справки: у кого что продаётся.
Явившись в тот дом, где объявляется продажа, прасол осматривает подлежащий продаже предмет, делает неодобрительные жесты, выставляет на вид все пороки и недочёты, отходит в сторону и спрашивает о цене.
Ему объявляют.
- За этот-то? - удивлённо он спрашивает, указывая на предмет, назначает половинную сумму против объявленной и намеривается уйти.
- Говори по-божески, - останавливают его.
Он нехотя скидывает на посуленную сумму и уже более решительным образом намеривается уходить, объявляя, что больше этого ничего не даст…
Прасол возвращается к покупаемой вещи и подвергает уже более внимательному рассмотрению, после чего или надбавляет сумму, или останавливается на своей.
Затем подходит к продавцу, хлопает его руку и говорит: «Поладим, что ли?»...
Прасол или даёт задаток, когда купленное сейчас же с собой не захватывает и обещает заехать позже, или же вручает всю сумму и забирает с собой купленное.
Скупщики меда, «овощины» и пчёл обыкновенно разъезжают с мёдом и дёгтем на одной повозке.
За купленные продукты они платят дёгтем, и в редких случаях, когда бывает большая купля-продажа, приплачивают деньгами.
Тряпичники же скупают всякую негодную в крестьянском хозяйстве дрянь: тряпки, хлопья и прочее. Большей частью за это платят подсолнечным семенем, леденцами и жамками (маленькие пряники)».
Горький опыт
Были и такой вид торговцев - разносчики. Этнографы их описывали так: «В их коробках разные нитки, иголки, булавки, платочки, подшальники и прочие предметы.
Остановившись около какого-нибудь дома, по просьбе какого-либо лица они раскрывают свою коробку и выкладывают все предметы.
Между тем, бабы и девки, завидев разносчика, стекаются почти со всей деревни.
Здесь начинается рассматривание и приценка, в большинстве случаев только тем и ограничившаяся.
Поэтому теперь разносчики, наученные горьким опытом, останавливаются в крестьянской деревне только в редких случаях, проезжая её мимо.
Крупные разносчики, так называемые краснорядцы, тоже перестали в серию причин останавливаться по деревням.
Они обыкновенно, заехав в трактир, пьют чай, куда к ним и являются действительно желающие купить то или другое, а не праздные ротозеи.
Мена на крестьянские продукты почти выходит из употребления и выражается исключительно в мене яиц, льна, пеньки на гостинцы у тряпичников.
Женщины главным образом покупают платки, материи на платье, кружево, иголки и прочую подобную мелочь.
Базарные дни
Крестьяне любили ездить на базары, которые открывались каждую неделю.
«Ближайший базар – село Недельное. Базары проводятся по пятницам еженедельно. На нем торгуют скотом, лошадьми и хлебом всех видов, картофелем, овощами, сельскохозяйственными орудиями.
Скупкой скота, лошадей и хлеба занимаются главным образом прасола. Они ещё далеко за селом встречают покупщиков, останавливают их и дают неимоверно малые цены.
Крестясь и клянясь, что эта цена даже на базаре не существует, а дают они её только потому, что он, продавец, человек хороший.
Неопытные в этом деле поддаются обману, а бывалые же, не обращая на них внимания, едут на базар своим чередом, а в след им раздаются со стороны прасола тысячи проклятий и зложеланий.
Остальные же предметы и продукты в большинстве своём перекупаются крестьянами друг у друга».
