Первая железная дорога в Калуге была частной и приносила убытки

150 лет назад, 15 декабря (по старому стилю) 1874 года, в Калуге торжественно открыли первую железную дорогу.
Татьяна Светлова
13.12.2024, 20:00
0 10414

Продолжаем цикл статей об истории Калуги и области.

Напомним, каждую пятницу в 20:00 мы публикуем исторические очерки о нашем городе, известных земляках и их судьбе.

Все исторические публикации можно посмотреть в разделе История Калуги.

150 лет назад, 15 декабря (по старому стилю) 1874 года, в Калуге торжественно открыли первую железную дорогу.

Это была Ряжско-Вяземская линия, которая шла 165 вёрст по территории нашей губернии: от Алексина через Ферзиково и Калугу – на Износки.

Большое событие

В 1866 году вопрос о строительстве железной дороги поднял Дмитрий Дмитриевич Гончаров (племянник Натальи Гончаровой, владелец Полотняного завода), он был гласным Медынского земства и понимал, что городу надо развиваться.  

Калужане добивались строительства железной дороги восемь лет. Губернатор обращался к императору. И 1870 году Александр II дал добро.

Когда железную дорогу открыли, для Калуги это было большим событием.

Собралось множество народу, приехал калужский губернатор Шевич, городской голова, предводитель дворянства.

Был совершен молебен с водоосвящением.

И калужане первое время ходили встречать поезда.

Движение по железной дороге было редким, и каждое прибытие поезда становилось праздником. 

Вокзал находился за путями (в советское время он был переоборудован в заводской цех). Иногда здесь собирался чуть ли не весь город. Состав подходил к перрону под аплодисменты, приезжающим дарили цветы.

Железная дорога была частной. К 1883 году Калуга уже принимала около 70 000 пассажиров и перевозила более 2 700 000 пудов грузов.

Станция находилась за городом, потому что в том время Калуга заканчивалась в районе Концертного зала и далее шли небольшие деревянные дома.

Когда появилась железная дорога, построили не только вокзал, но и главные мастерские, двухклассное училище для детей железнодорожников, железнодорожное училище.

Позже организовали в городе и отдельную Окскую железнодорожную ветку. Она шла от станции Калуга I к реке, так как в конце переулка Знаменского (ныне это улица Беляева) работал лесозавод.

В 1882 году она была закрыта из-за нерентабельности и разобрана. А в 1908 году её выстроили заново.

так выглядел первый железнодорожный вокзал в Калуге.
так выглядел первый железнодорожный вокзал в Калуге.

Дела нет никакого

Осенью 1875 года на Ряжско-Вяземскую железную дорогу устроился делопроизводителем писатель Глеб Успенский.

Проработал он здесь буквально пару месяцев, в письмах сетовал, что сидит без дела.

Успенский писал: «Только что кое-как устроился в Калуге…  Что Григорьев? Пусть бы он приезжал ко мне в Калугу отдохнуть - он бы нашел тут людей без водки и, право, хороших...

Пишу на лоскутке — ибо сижу в должности, — дела нет никакого, и меня совершенно не неволят. Занимаюсь покуда чтением романов….

Думаю, сделать так: на Рождество быть за границей, — а с весны перевезти семью прямо в деревню.

Можно близ Калуги, верстах в десяти, и от железной дороги верстах в двух, нанять отличное имение с землей, скотом: лошади, коровы, — рублей за 150 в год.

В доме мебель, словом, все нужное. Сам буду жить в Калуге и приезжать домой. Не знаю, состоится ли это. Ах, если бы мне так тихо пожить и одуматься, хоть бы до весны.

… На дворе мороз, праздник Казанской, мужичьи дровни, сани, священник несет за заднюю ногу живого поросенка, точно удав поймал какого-нибудь зверька и тащит его жрать. Все это мне теперь в охотку».

Отдали в казённое управление

Первая железная дорога оказалась неудобной, она была слишком длинной и извилистой, поэтому не выдерживала конкуренции.

Глеб Успенский писал: «…поезд пустой, со скоростью 40 верст в час, обязательно ходит два раза в сутки и приносит обществу чистый убыток в несколько тысяч рублей…

Я не понимаю, зачем дорога завела себя на белом свете». 

Грузов перевозилось мало, убытки росли. Через 15 лет после открытия Ряжско-Вяземская железная дорога перешла в казённое управление, а ещё через год была соединена с Ряжско-Моршанской и Моршанско-Сызранской.

И эту линию стали называть Сызрано-Вяземской. Её протяжённость была около 1250 верст.

К городу поезда Московско-Киево-Воронежской железной дороги подъезжали по Брянскому мосту.
К городу поезда Московско-Киево-Воронежской железной дороги подъезжали по Брянскому мосту.

Подъезжали по мосту

В 1899 году открывается движение по частной Московско-Киево-Воронежской железной дороге (Брянская линия).  И калужане просят провести ветку к городу.

В 1901 году по новой линии начинают ходить поезда. Калужане теперь могли ездить в Москву. Ранее в Москву ездили через Тулу.

В связи с открытием новой железнодорожной ветки в начале XX века строится новое здание вокзала. Он был призван обслуживать обе железные дороги - и Московско-Киево-Воронежскую, и Сызрано-Вяземскую.

Как один из важнейших объектов Калуги вокзал имел свою небольшую электростанцию (городская электростанция вступила в строй лишь в 1912 году).

К городу поезда Московско-Киево-Воронежской железной дороги подъезжали по Брянскому мосту, от которого сейчас остались только опоры между улицами Московская и Ленина. Мост был разобран в 60-е годы XX века. 

Лента настроения
23 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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