Свинство с фигами в кармане показали в калужском драмтеатре

09:20 06.11.2023
18 36183
Владимир Андреев. Фото Виктора Кропоткина.
Читайте KP40.RU:

Премьера спектакля «Недоросль» в калужском драмтеатре, показанная 3 и 4 ноября 2023 года, вызвала противоречивые эмоции зрителей.

Поставленный режиссером Кириллом Солёновым спектакль по пьесе Дениса Фонвизина классической постановкой назвать сложно.

В антракте входные двери драмтеатра как-то особенно раздраженно хлопали, выпуская недоуменную публику в осеннюю непогоду Калуги. Уходили в основном люди старшего поколения.

- Где здесь Фонвизин? Сплошное кривлянье, - возмущался пожилой театрал, застегивая пальто. 

- Слушайте, а прикольно, я думала, что Фонвизин – это душнила какой-то, - делилась впечатлениями с подругами молодая девушка, прогуливаясь в антракте между снующих с бокалами коньяка и бутербродами с красной икрой записных театралов.

Так что же показал Кирилл Солёнов привыкшей к понятным действам калужской театральной публике? Давайте разбираться.

Русская дурь

Если бы Денис Иванович Фонвизин сел в карету времени и переместился из осени 1782 года в начало ноября 2023-го и пристроился на стульчике сбоку в темном уютном зале калужского театра, то его на 10-й минуте спектакля хватил бы как минимум апокалиптический шок. Не спасли бы большого русского драматурга даже модные в его время лавровишневые капли.

И действительно, на сцене творится чудовищная фантасмагория вперемешку с зоофилией. Его забитый женой Терентий Простаков то строит из себя энтомолога и ловит бабочек, нежно прижимая к старческой груди собранную коллекцию. Этакий лепидоптерофил – божий одуванчик. То, вдруг он с топором в руках носится по сцене и рубит фамильный дубовый стол. А в промежутках, на авансцене прихлебывает из припасенной в кармане фляжечки что-то явно горячительное.

Сама госпожа Простакова тайно, да и почти открыто, вожделеет учителя французского языка Вральмана, выписанного из столицы. Кстати, в спектакле к Вральману неровно дышит вся женская часть действующих лиц. Разве что Софья ходит мимо. 

На заднем плане два других учителя, Кутейкин и Цыфиркин, дубасят от души Митрофанушку. Тарас Скотинин угощает всех чем-то сыпучем, похожем на сухой корм для свиней. Кстати, в то время, как женская половина желает соития с Адам Адамычем Вральманом, некоторые представители мужского населения этого сумасшедшего дома заглядываются на свинок. Благо их – больших муляжей – на сцене полным-полно.

Тайный зоофил Тарас, похоже, приучил к своей страсти и Митрофана. Тот даже репетирует соитие со свиньей прямо у всех на виду.

Такой дури Фонвизин, как и часть калужского зрителя, явно не ожидали. А если прибавить сюда кривые колонны дома, где разворачивается эта вакханалия, кособокую карету с чемоданами на крыше и заднюю часть сцены из сбитых кое-как досок, то реально создается впечатление шабаша в сумасшедшем доме. В выходной день, когда санитаров нет рядом. Хорошо хоть, что все эти "непотребства" не показаны в стиле Серебренникова или Богомолова, но все же маркировку спектакля можно было поднять с 12+ до 16+.

«Не ведают, что творят»

Эта фраза звучит в спектакле ближе к концу постановки. Дословно ее в пьесе нет. Однако, она – ключ ко всему, что, вероятно, хотел донести режиссер. Фонвизин описывал нравы своего времени, Солёнов – нравы сегодняшние. Если посмотреть на «Недоросль», представленный калужскому зрителю, под этим углом зрения, то многое становится понятным, точным и немного жутковатым.

Жизнь напоказ. Снесенные ветрами «либерализма» порядочность, скромность, чувство стыда. Эти распахнутые давно и хлопающие, как дверцы покосившейся кареты в спектакле, пресловутые окна Овертона. Нынешние нравы и не снились Денису Ивановичу в его чопорные времена. Однако, и тогда, и сейчас остаются люди, которым претит открытое восхваление пороков.

С этой стороны понятен и образ Терентия Простакова (Михаил Кузнецов). Пожилой человек не может принять обрушившийся на него мир. Он уходит в свой мир бабочек. А когда не выдерживает – взрывается. Нет, конечно, скачки с топором в руках не стоит воспринимать дословно. Это взбунтовавшаяся душа пожилого человека.

Кстати, все эти «кривлянья», на которые сетовали многие зрители, скорее всего визуальный показ, через пластику и жест, того, что внутри человека. Его внутренняя реакция на события. И здесь стоит отметить отличную работу режиссера по пластике Филиппа Каплана. Его решение спектакля, нарочито за гранью привычного, с немыслимыми выкручиваниями рук, с этими то ли танцами, то ли мистическими хороводами бьют в точку.

Мы действительно, ошалев от возможностей того же интернета, от псевдосвободы собственного самовыражения, не ведаем, порой, что творим. Все эти недалекие ролики в Тик токе, все эти одинаковые холеные лица с надутыми губами и манерой разговора умственно-отсталых, но довольных своей жизнью бесполых существ – это те же недоросли XVIII века. Нам просто показали зеркало. А уж, задуматься или ругать его, каждый решает для себя сам.

Сквозь дым дурдома

То, что все эти дикие пляски и кривляния не просто так, начинаешь понимать уже минут через двадцать после начала спектакля. Происходит это неожиданно и заставляет буквально откинуться в кресле. Госпожа Простакова (Елизавета Лапина) вдруг резко меняет тон, сбрасывает выкрутасы и говорит несколько фраз в зрительный зал. Говорит то, что скопилось на душе у этой несчастной женщины. Тут и боль за своего сына-дурачка, и неизбывное желание хоть как-то обустроить его будущее. Она на минуту снимает маску свиньи и затем вновь ее надевает. Этот микроскопический выход из чада кутежа ставит все на свои места.

А ее короткий финальный монолог заставляет ёкнуть сердце даже закоренелого циника. И это не Фонвизин. В его пьесе Простакова кондовый отрицательный персонаж жены-матери властительницы, тирана, беспринципного существа. Попытка увидеть за маской живого человека в таком материале дорогого стоит.

Неожиданные откровения режиссер несколько раз вставляет в общий шалманный тон спектакля. А точку ставят все исполнители уже на поклоне, когда, выйдя все в этих свиных масках, снимают их. Это посыл: ребята, оглянитесь вокруг, задумайтесь, вам не надоело жить с пластмассовыми лицами?

По-иному видится и образ Тараса Скотинина (Кирилл Бессонов). А ведь и правда, чем жить с оскотинившимися людьми, не лучше ли любить милых хрюшек? Ешьте их корм, быть может станете такими же безобидными как свиньи. Говоря о работе Кирилла Бессонова, нельзя пройти мимо его прелестного общения со своей ручной хрюшкой. Скотинин держит куклу на руках, и она ему отвечает. На самом деле, это Скотинин разговаривает с ней отвечая за нее сам измененным голосом. Это его защита, его уход из человеческого дурдома.

Лекарями всей этой палаты номер шесть становятся Правдин (Валерий Смородин), Стародум (Сергей Вихрев) и отчасти Милон (Дмитрий Трифонов). Аналогии последних лет жизни России здесь настолько реальны, что просто диву даёшься. Написанная Фонвизиным 250 лет назад фраза, обращенная к Митрофану: «С тобой, дружок, знаю что делать. Пошел-ко служить...»  будто взята из текстов политологов телеграма.

И ещё про фиги

Есть в «Недоросле» Кирилла Солёнова моменты, в которых режиссер, возможно, подшучивает и над своими коллегами по цеху. Их там несколько, например, эпизод с топором. После Протасова, этот предмет реализации своих желаний хватает Скотинин, да так и застывает с ним в руках в кроваво-красном свете театрального фонаря. Почему-то сразу возникает ассоциация с прошлой премьерой калужского драмтеатра – спектаклем «Борис Годунов», поставленным в классическом стиле. Там эти «топоры в красном» присутствуют в достаточном количестве.

Конечно, между «Недорослем» и «Борисом Годуновым» бездна. Эти два спектакля нельзя никоим образом сравнивать. Они про разное. И если на «Бориса» можно идти, даже не читая Пушкина, то перед «Недорослем» все же стоит заставить себя открыть книжку Фонвизина.

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
Лента настроения
75 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Всего: 18 комментариев
Чтобы оставлять комментарии — авторизуйтесь
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
Партнёрские новости
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
Опрос
Калужане снова проголосовали за благоустройство набережной Яченского водохранилища по проекту "Комфортная городская среда". Ваше мнение?
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
Комментарий дня
ТОП тегов
eyJpdiI6ImZBU0pMOVY1anY5L0tIazcrMk1WTFE9PSIsInZhbHVlIjoiTU9COWIybXp1RWluVzFONUV4MDZNbGdoTGtkeWh5am94aTRlTGhVZjR5UXl6WDY0L21SQnorNWQwS0JkOTd4TWxPQ0IyZDllN2pKKzVmalhQNjdsdmJkbjY3aCs0OU8wajhneC92QzNLVzFkV3JETUZoZXhncVJaamo0b1BzM0hXbnJBSDR6K20yMG1RQmlMMzV1SkIzSlp5N2RmVmlYTnI1ZmF5UFYySGNWbVFxRDZnOWIvSHdDNzZXTmJVOXZmcGY2cXVZNXNtWmZlaTlNSjBMOVkxYUY5cXUzc2R4cjk1MENFNWpXc2pRbz0iLCJtYWMiOiIzZDAwNzM3MmRmZjgxMGQ4MGUyMzM1N2ExNmRmZjM0Y2ZkMTY4NDgzNGYzZmZlZWUyMjBiNzJiOGYxNzk4YjdlIiwidGFnIjoiIn0=