Историческое событие: столичные художники привезли в Калугу картины, которые не поддаются логике

Татьяна Светлова , Фото автора.
Опубликовано: 30.05.2023 19:01 46 8830
Историческое событие: столичные художники привезли в Калугу картины, которые не поддаются логике

Никакого реализма, привычных пейзажей, портретов и натюрмортов.

В этот раз в стенах Калужского музея изобразительных искусств - абстракция, метафоры и эксперименты.   

Сможете разгадать их изобразительный код?

В Калуге открылась выставка столичных художников, которые называют себя «Вторым поколением».

Это семеро совершенно разных по манере живописцев, которые родились в послевоенное время, и в их творчестве есть схожие мировоззренческие установки.

Для них характерен интерес к абстрактному искусству, при этом часть художников пребывает под сильнейшим впечатлением от русского беспредметного искусства.

Это не сведение счётов

На вернисаж в наш город приехали сами виновники торжества. По их словам, в Калуге состоялось историческое событие. Представлено 40 работ «Второго поколения». Это полотна Александра Кацалапа, Рубена Апресяна, Игоря Ширшкова, Сан Сан Ка Ра, Виталия Копачёва, Александра Шеко, Сергея Землякова.     

Первые зрители разбираются в современном искусстве.

Новое объединение художников поддержал известный искусствовед, коллекционер 77-летний Валерий Дудаков.

- Второе, послевоенное поколение, кому сейчас от 55 до 70, - объясняет    Валерий Александрович, сравнивая свое поколение с этим. - Мы, родившиеся в годы войны или сразу после неё, знаем, что такое барак, где до сортира 200 метров.

Вы родились в худшем случае в коммуналках. Мы собирались в Марьиной роще, в Кадашах, Сокольниках, вы – на Арбате и Сретенке.

Мы пили портвейн за рубль сорок пять, вы – вермут и армянский коньяк.

Наше детство не было простым, а юность – буйная. Мы пробивались, скандалили, напивались, бузотерили. Вы размышляли, прикидывали, осторожничали и оценивали. Это не сведение счётов, это характеристика.

Нам казалось, что лишь в горячем бреду мы пойдём в Помпиду. Для вас Европа, мир были открыты с юности. Пусть не буквально, умозрительно. А потом вы передвигались по нему без особых восторгов.

Чтили отечественные традиции и одновременно познавали мировые художественные ценности. Вы не увидели среди своих современников крупных художников и поэтому часто опираетесь на русский авангард, ведя отчет от творчества Кандинского, Малевича и далее…

Космополиты по мироощущению, вас критика общества волнует не в первую очередь, вам близки разные художественные течения. И направления вы черпали из многих источников. Мы же до сих пор не переносим немцев, англосаксов и т.д., а заодно и их искусство.

Ваша сила в вашей уверенности в себе и прохладном отношении к чужому мнению. В целом, вы довольны собой.

Разные по степени талантливости, энергии, особенным качествам, вы в чём-то все близки. Граждане мира, мне кажется, вы не принадлежите ни одной стране, ни одному направлению в искусстве.

  Работа Игоря Ширшкова «Strukture 63», 2022 год.

Виталий Копачёв «Без названия», 2020 год. Очень экспрессивная, эмоциональная работа.

Найти свой путь

Художник Александр Кацалап рассказал, что в 1995 году ему надоели  натюрморты и пейзажи, стало скучно, надо было искать свой путь. Он разработал концепцию «ноуменального искусства» или поиска ноумена. В основе - авторская техника спонтанного рождения живописных форм. Но потом он понял, что это интуитивное искусство.

- А интуитивное искусство я считаю маргинальным, - говорит художник.

Алексанр Кацалап уже более 20 лет наблюдает за деревянным забором.     

С 2011 года его основной темой становится «Моя территория». В 2021 году вы могли видеть работы Александра Кацалапа в нашем городе.

Тогда открылась выставка «Моя территория и мегаполис», где  главным объектом стал деревянный забор. Сейчас забор тоже играет не последнюю роль и даже приобретает черты некой персонализации.

 - В 1999 году я переехал из центра Москвы в коттедж и понял, что в этом моём маленьком мире - садик, дом - заключен весь большой мир, - рассказывает Александр КАЦАЛАП. - Всё, что есть на моём участке в полной мере отражает мир в его громадности и многообразии.

Здесь есть трава, деревья, облака, небо, солнце, звезды, птицы. Я начал присматриваться и полюбил свой деревянный забор: в нём столько живописных проблем, которые можно рассматривать и решать по-разному.

Забор у меня, как вишенка на торте. Я нашёл в нём некие живописные проблемы, которые помогают мне двигаться дальше, развиваться, как ни странно это прозвучит. Сам по себе забор деревянный, за 30 лет он темнеет, появляются трещины.

Поверхность меняется, она становиться богато живописна в зависимости от времени года и времени суток. Серия не закончена, она будет постоянно продолжаться. У меня есть окна, камни. Всё, что вокруг меня, является предметом наблюдения, и, в итоге, работ.

 Александр Кацалап «Весна», 2023 год.

В Калугу Александр Кацалап даже привёз часть своего легендарного забора, вы увидите его на одной из работ.  

- Я их достал, аккуратно перенёс, и таким образом забор становится героем инсталляции, предметом искусства, - уточнаяет Александр.  

Александр Кацалап «Супер забор», 2023 год.

Рубен Апресян занимается живопись с 1980 года, В 1990-х годах периодически жил и работал в Австрии. Участник более 120 выставок в России и зарубежом.

Рубен Апресян философски осмысливает современный мир и переносит его на холст.

- Когда я начал заниматься беспредметной живописью, то всё больше стал использовать геометрические формы и элементы, постепенно перейдя к монохромному колориту, и работать в стиле минимализма, - говорит художник.

- Абстрактная живопись, её геометрическое направление, очень взаимосвязано с современной и древней архитектурой, с камнями и горами, графикой осеннего леса, когда обнажаются скелеты деревьев. Всё это образует мой личностный космос и рождает новое пространство на плоскости холста.    

Рубен Апресян «Композиция с чёрным и коричневым треугольниками», 2021 год.

Требует внимания зрителей

Не все могут понять современное искусство. Некоторые наши читатели сейчас напишут в комментариях: «Мазня!» Александр Кацалап по этому поводу заметил:  

  - Есть, конечно, категория зрителей, которая считает, что искусство – это берёзки и озеро. Но дело в том, что этот излюбленный пейзаж существовал давным-давно, можно вспомнить даже эпоху Возражения.

Но мы же говорим все-таки о современном искусстве. И если оно требует некоторого внимания со стороны зрителей, наверное, надо просто немножко подумать и тогда, я считаю, возникнет озарение и понимание.

Зритель должен внимательно подходить к тому, что он видит, не сразу отрицать, а подумать, почему на это так смотрит художник, и тогда ему откроются новые горизонты. И это будет  полезно.

Сергей Земляков «Воспоминание в Кош Агаче», 1983 год. Как говорит художник, свет на этой картине нематериальный.

Увидеть работы «Второго поколения» и подумать о том, что хотели сказать художники, можно до 9 июля в Калужскому музее изобразительных искусств. 

Татьяна Светлова , Фото автора.
Опубликовано: 30.05.2023 19:01 46 8830
Тэги: культура
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев