Калужская скрипка Антонио Страдивари пережила концлагерь, чтобы сгинуть в 90-х

Судьбой ей было уготовано услаждать слух фашистов и новых русских бандитов.
Ирина Будникова
09:00 08.05.2023
1 5181
Фото из архива Андрея Бородина и скриншоты

Продолжаем нашу рубрику «Чистосердечное признание» о преступлениях прошлых лет. На этот раз вспомним про кражи антиквариата. В 90-х годах прошлого века предметы старины были в особой цене.

Старожилы помнят, что скупку икон, золотых украшений, картин, старинных изданий книг и любой другой потертой от времени утвари можно было увидеть на каждом углу в Калуге. На колхозном рынке, да и просто по центральным улицам города, ходили люди с плакатами наперевес «ЗОЛОТО. МОНЕТЫ. АНТИКВАРИАТ. ДОРОГО».

Вспомнив об этом, вы можете себе представить, как оживились новые русские бандиты, прослышав про наличие скрипки Антонио Страдивари у них под носом. 

 

Фабула дела

 Дело о краже уникального инструмента заместитель начальника следственного управления УМВД России по Калужской области полковник юстиции в отставке Андрей Борисович БОРОДИН считает самым сложным и одновременно самым интересным в своей практике.

- Это было в 1994 году, - рассказал нам Андрей Борисович. – У одного из калужан хранилась скрипка с надписью «Антонио Страдивари. 1725 год». Он предполагал, что инструмент этот подлинный. Скрипку у мужчины украли.

Подозреваемого удалось найти по горячим следам. Им оказался молодой 25-летний парень, с которым дружила дочь потерпевшего. Мужчина во всем сознался. Картина преступления была ясна с самого начала.

Примерно за полгода до кражи на домашней вечеринке девушка показала друзьям скрипку работы гениального мастера, которую отец хранил на одной из антресолей советской стенки. 20-летней особе даже в голову не могло прийти, что кто-то из ее друзей захочет похитить инструмент.

Но среди приглашенных был человек, знакомый с бандитами. Он взболтнул об этом бригадиру, а тот, в свою очередь, загорелся идеей похитить скрипку.

- Следствием была получена оперативная информация, что местная преступная группировка организовала это хищение, - вспоминает полковник юстиции. – Подозреваемый заказчика так и не сдал. Всю вину парень взял на себя. До последнего утверждал, что все провернул без сообщников.

На ловца и зверь бежит

Похитить скрипку пытались трижды. Сначала, за несколько месяцев до кражи, была попытка взлома квартиры.

- Где-то весной 1994 года было покушение на кражу скрипки, - продолжает свой рассказ Андрей Бородин. - Квартира находилась в новом доме. Воры автомобильными ремнями связали входную дверь и поручень перил. Они пытались проникнуть в жилое помещение. Внутри в это время был сын потерпевшего – маленький мальчишка, лет 10 тогда ему было. Он услышал шум, побежал, а покрытие на полу было из оргалита, поэтому звук создавался такой, как от шагов взрослого человека. Бандитов это напугало, и они ушли, не проникнув в помещение.

Кадр из фильма "Визит к Минотавру" 1987 года.

На место преступления выезжала следственно-оперативная группа, был составлен осмотр места происшествия. Потерпевший заявил, что в доме находится скрипка Антонио Страдивари. Сотрудник уголовного розыска составил информационно-поисковую карточку на антиквариат.

Поняв, что нахрапом похитить инструмент не получится, преступники решили провернуть более коварный план. 25-летний знакомый дочери владельца скрипки начал ухаживать за девушкой.

Уже наступило лето. Первый раз парень приехал к ней в гости с друзьями. Они устроили вечеринку. В шумной похмельной суете воришка пытался найти скрипку. Но на антресоли ее не оказалось. После попытки взлома квартиры отец девушки перепрятал инструмент.

Молодой человек не стал отчаиваться. Он приехал в гости на следующий день уже с шампанским под благовидным предлогом – поправить здоровье после пирушки. Выйдя на балкон, чтобы покурить, юноша случайно задел ногой холщовый мешок, похожий на те, в которых хранят картошку. Вместо второго хлеба, там оказался футляр со скрипкой. Парень аккуратно сбросил инструмент с третьего этажа на газон и поспешил удалиться.

Преступник спрятал похищенное имущество в подъезде девятиэтажного дома за несколько кварталов от места преступления. Позже вывез в дачный кооператив, где передал футляр со скрипкой заказчику. На этом следы скрипки теряются.

- Подозреваемого задержали, потом арестовали, - продолжает свой рассказ полковник в отставке. - Но сложность расследования заключалась в установлении подлинности скрипки. Потерпевший оценил украденный инструмент в 250 миллионов рублей. Это же еще до деноминации 1998 года было. Но следствие должно было установить истинную стоимость похищенного имущества.

 

По следам скрипки

Потерпевший привез скрипку из Алитуса. Это город в Литве. У него тетка жила и работала там в прокуратуре. На этой скрипке, пока был жив, играл ее муж.

Женщина умерла. Потерпевший приехал на ее похороны и обнаружил скрипку с лейблом Антонио Страдивари. Мужчина забрал ее с собой в Калугу, как наследник. Новый владелец хранил инструмент на черный день. На скрипке никто не играл, она пылилась на антресоли.

Кадр из фильма "Визит к Минотавру" 1987 года.

Чтобы определить подлинность скрипки, Андрей Бородин вместе с потерпевшим посетил Российский национальный музей музыки в Москве. Там хранится подлинник работы Страдивари, который снимали в фильме «Визит к Минотавру».

- Я расспрашивал специалистов музея, как выглядит скрипка, - вспоминает следователь. – Нужно было сопоставить ее с описанием потерпевшего. Мне в музее дали адрес мастеров, которые ремонтируют антикварные музыкальные инструменты. Я встречался и с этими двумя мужчинами. Они сказали, что по описанию похожа, но есть отличия. Также, по их словам, о скрипке Страдивари в литовском Алитусе никто не слышал. Если бы от инструмента при падении откололся хотя бы маленький кусочек, они могли бы определить ее подлинность по лаку.

- Эксперты рассказали, что в 19 веке была волна, когда изготавливали копии скрипок Страдивари. И они предположили, что скрипку сделали в 1800 каком-то году. По покрытию могли бы определить точный период изготовления, - сказал отставной полковник.

Кроме этого Бородин консультировался с музыкантами столичной консерватории имени П.И. Чайковского. Они тоже не слышали про скрипку великого мастера в Литве. Каталог существовал условно. Кто-то вел, но не полный.

Эксперты листали разные каталоги и другую литературу, но по описанию калужская скрипка не подходила ни под одну из известных. Следователь все больше склонялся к мысли, что скрипка поддельная.

- После поездки в Москву пришлось ехать в Алитус, - вспоминает Андрей Бородин. - Уже случился развал Советского Союза, но, несмотря на это, в полиции встретили нормально. Помощи особо не оказывали, но и палки в колеса не вставляли. Объяснили где у них там и что находится.

Следователь нашел знакомую тети потерпевшего и ее мужа. На тот момент женщине было уже порядка 90 лет. Она вместе с этими супругами находилась в концлагере.

- Когда была оккупация Литвы, по словам свидетеля, там достаточно приветливо встречали немцев, - рассказывает полковник. - Она вспомнила, как им фильмы показывали и перед фильмами играли на скрипках в холле кинотеатра. У них скрипка, как у нас гармошка, традиционный инструмент. И вот муж тети потерпевшего тоже играл перед кинопоказами.

Не взирая на приветливость и доброжелательность литовцев, фашисты гнали их в белорусский концлагерь также, как всех остальных. 90-летняя бабушка вспоминала, как люди с собой тащили кто, что мог унести. Жена скрипача взяла швейную машинку. Она давала ей возможность сшить что-нибудь из одежды, чтобы быть полезной немцам и избежать смерти или заработать на пропитание. А ее муж шел, неся в руках футляр со скрипкой.

Инструмент перенес с ним все ужасы концлагеря. После освобождения территории соседнего с Россией государства, супруги и их знакомая вернулись домой. Пережив войну, музыкант при жизни еще долго выступал в Алитусе с концертами. Местные жители его помнили.

Также знакомая тети потерпевшего вспомнила, что скрипку пытались купить два раза. Одним из скупщиков был актер драматического театра. По словам бабушки, он приехал, посмотрел инструмент и не стал покупать.

- Я с ним встретился, - вспоминает Андрей Бородин. - Он был довольно доброжелателен, по сравнению с нынешним временем. Я показал удостоверение и мужчина пригласил меня в дом. Мы пообщались. Он напоил меня чаем или кофе. Точно уже не помню. Актер рассказал, что он действительно занимался скупкой инструментов для перепродажи. Скрипку он помнит. Осмотрел ее и понял, что она не подлинник. Это копия.

Все та же пожилая знакомая покойных супругов рассказала, что скрипач выступал дуэтом с другим музыкантом. Андрей Борисович нашел и этого свидетеля.

- Я ездил на хутор под Алитусом, где жил партнер скрипача, - продолжает рассказ полковник в отставке. - Он рассказал, что какой-то скупщик из Вильнюса приезжал, чтобы посмотреть скрипку. Тот мужчина тоже отказался от покупки.

Во время расследования Андрей Бородин замещал и начальника управления, и рядового следователя, которые находились в очередных отпусках.

Финал истории

Следствие сделало вывод, что скрипка была копией, а не подлинником. Поэтому сумму ущерба снизили до 10 миллионов старых, неденоминированных рублей (10 тысяч, если отбросить нули).

- Расследование у меня заняло где-то полгода, - подытожил Андрей Бородин. - Заказчика и скрипку так и не нашли. Для чего или для кого именно похитили инструмент не известно. Тогда, в 90-е годы, очень активно скупали и иконы, и антиквариат. На криминальном рынке был большой интерес к таким вещам. Их и сейчас скупают, а в 90-е был бум. Скупленное, в основной массе, вывозили за границу.  Перекупщики российские, а покупатели заграничные.

- Суд приговорил 25-летнего преступника к трем годам лишения свободы, что ли, я точно не помню, - сказал в заключение полковник в отставке. – И обвиняемый еще должен был возместить потерпевшему стоимость похищенного имущества, которую мы значительно снизили в ходе следствия.

Дело это у меня в памяти осталось по той причине, что если бы не оно, я бы в жизни не побывал в закромах консерватории Чайковского и музея культуры, не пообщался бы со специалистами. Мне было тогда 34 года. Работал с интересом. А это творческо-исследовательское дело, познавательное, - закончил свой рассказ Андрей Борисович Бородин.


Лента настроения
15 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 1 комментарий
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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