Найдено «Свидетельство о рождении» Калуги?
Калужский краевед Валерий Продувнов продолжает искать новые факты об истории возникновения нашего города.
Калужский краевед Валерий ПРОДУВНОВ продолжает искать новые факты об истории возникновения нашего города.Я уже неоднократно писал на тему «утверждения» даты первого официального упоминания нашего города в исторических документах. Напомню, что таким документом было «назначено» письмо-жалоба («питтакий») великого князя Литовского Ольгерда на «московитского» князя Дмитрия константинопольскому патриарху Филофею.
Я не собираюсь вновь открывать дискуссию о справедливости или ошибочности признания 1371 года началом отсчета истории нашего города, а хочу поговорить о самом документе.
* * *
Уважаемые читатели, не кажется ли вам странным, что данный артефакт, согласно ссылке на который отмечали 600-летие Калуги в 1971 году, а теперь планируют отпраздновать и 650-летие, до сих пор НИКТО из современных калужских историков, я уж не говорю о представителях власти, как говорится, «живьем» никогда не видел?
Все ссылки опираются на несколько публикаций. Напомню: это перевод документа, сделанный Дмитрием Васильевичем Григоровичем и опубликованный в «Журнале народного образования» (№ 6, 1847 год), его перепечатка в «Памятниках древнерусского канонического права» (часть I, СПб., 1880 г.). И его повторное издание в 1908-м.
Простым калужанам этот документ памятен по публикации его фрагмента в сборнике документов «Калужский край. Книга I.» (1976 г.).
Полный текст письма был опубликован протопресвитером Православной церкви в Америке Иоанном Феофиловичем Мейендорфом (1926–1992) в труде «Византия и Московская Русь» (Париж, 1990 г.).
Думаю, местонахождение письма Ольгерда интересовало многих историков, но они, как и ваш покорный слуга, многие годы «топтались у глухой стены».
Не так давно один любитель нашей истории проникся «пониманием данной проблемы» и подключился к поискам.
Михаилу Юрьевичу Остапенко удалось найти сам документ и узнать о его «исторических приключениях». По его словам, архив византийских патриархов был вывезен в Европу еще во второй половине XV века венецианцами. Скорее всего, это было сделано потому, что слишком агрессивно по отношению к Костантинополю стала вести себя Турция, а это привело в конце концов к захвату в 1453 году столицы Византии. Документы оказались во Франции, а приблизительно с 1790-х годов — на территории современной Австрии. Возможно, потому, что долгие годы Италия (Священная Римская империя) входила в состав Австрийской империи. А может, архивы вывезли подальше от императора Наполеона. Далее следы этого архива терялись…
Архив патриархов Второго Рима уже многие десятилетия хранится в одном удивительно красивом замке небольшого европейского государства, которое даже не имеет общей границы с Австрией. Интересующий нас документ, написанный на венецианской папирусной бумаге, сохранился практически в идеальном состоянии. Он находится в одной из многочисленных папок с другими документами, объединенных общим заглавием «Лето 1370-го — сентябрь 1371 года». И не факт, что нужный нам документ — с упоминанием Калуги — в этом архиве единственный.
Стоит заметить, что за последние полтора века, судя по сопроводительной карточке, письмом Ольгерда интересовались всего четыре раза. И вот, в 2013-м, его вновь коснулась рука россиянина.
Перевод с древнегреческого, как я уже говорил, сделан в 1990 году Иоанном Мейендорфом, и сегодня читатели могут с ним ознакомиться.
А факсимиле этого старинного манускрипта калужане, возможно, смогут увидеть не ранее 2015 года. Увы, таковы условия европейских владельцев древнего архива.
* * *
Судя по строкам документа, «московитяне» начали «прибирать» себе земли еще в середине 60-х годов XIV века и поход Ольгерда к Москве в 1368 году был «ответом» на их действия. Резонно предположить, что Калуга УЖЕ существовала в 1368 году.
Просматривается весьма определенная роль митрополита Киевского Алексия, который «освобождал от клятв верности» Ольгерду тех князей, которые «целовали крест перед святыми образами» и подписывали договоры не с Москвой. Более того, сохранился документ, где Алексий «отлучал от церкви» тех князей, которые не хотели воевать с Ольгердом.

Иоанн Мейендорф впервые опубликовал полный
текст письма в 1990 году.

Один из первых переводчиков документа Дмитрий
Васильевич Григорович.
Грамота литовского князя Ольгерда к патриарху Филофею с жалобами на митрополита Алексия и с просьбою поставить особого митрополита для Киева, Смоленска, Малой Руси, Новосиля, Твери и Нижнего Новгорода.
«От царя литовского Ольгерда к патриарху поклон. Прислал ты ко мне грамоту с [человеком] моим Феодором, что митрополит [Алексий] * жалуется тебе на меня, говорит так: «Царь Ольгерд напал на нас». Не я начал нападать, они сперва начали нападать, и крестного целования, что имели ко мне, не сложили, и клятвенных грамот ко мне не отослали. Нападали на меня девять раз и шурина моего князя Михаила [тверского] клятвенно зазвали к себе, и митрополит снял с него страх, чтобы ему прийти и уйти по своей воле, но его схватили. И зятя моего нижегородского князя Бориса схватили и княжество у него отняли; напали на зятя моего, новосильского князя Ивана и на его княжество, схватили его мать и отняли мою дочь, не сложив клятвы, которую имели к ним. Против своего крестного целования взяли у меня города: Ржеву, Сишку, Гудин, Осечен, Горышено, Рясну, Луки, Кличень, Вселук, Волго, Козлово, Липицу, Тесов, Хлепен, Фомин городок, Березуеск, Калугу, Мценеск. А то все города, и все их взяли, и крестного целования не сложили, ни клятвенных грамот не отослали. И мы, не стерпя всего того, напали на них самих, а если не исправятся ко мне, то и теперь не буду терпеть их.
По твоему благословению митрополит и доныне благословляет их на пролитие крови. И при отцах наших не бывало таких митрополитов, каков сей митрополит! Благословляет московитян на пролитие крови и ни к нам не приходит, ни в Киев не наезжает. И кто поцелует крест ко мне и убежит к ним, митрополит снимает с него крестное целование. Бывает ли такое дело на свете, чтобы снимать крестное целование? Иван Козельский, слуга мой, целовал крест ко мне с своею матерью, братьями, женою и детьми, что он будет у меня, и он, покинув мать, братьев, жену и детей, бежал, и митрополит Алексий снял с него крестное целование. Иван Вяземский целовал крест, и бежал, и порук выдал, и митрополит Алексий снял с него крестное целование. Нагубник Василий целовал крест при епископе, и епископ был за него поручителем, и он выдал епископа в поруке и бежал, и митрополит снял с него крестное целование. И многие другие бежали, и он всех их разрешает от клятвы, то есть от крестного целования.
Митрополиту следовало благословлять московитян, чтобы помогали нам, потому что мы за них воюем с немцами. Мы зовем митрополита к себе, но он не идет к нам: дай нам другого митрополита на Киев, Смоленск, Тверь, Малую Русь, Новосиль и Нижний Новгород!»

*Алексий — митрополит Киевский и всея Руси (1354–1378). В миру — сын черниговского боярина Федора Бяконта Елевферий-Симеон Федорович Бяконт.Партнёрские новости
Чтобы оставлять комментарии
Авторизуйтесь
