Михаил ПАХОМЕНКО: «Мы еще поработаем!»
Калужский артист стал лауреатом главной национальной театральной премии «Золотая маска».
Калужский артист стал лауреатом главной национальной театральной премии «Золотая маска».
Михаил Арсентьевич был отмечен премией в самой почетной номинации — «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Вручение проходило на сцене Большого театра. Многие калужане наверняка стали свидетелями этого зрелища — его транслировал телеканал «Культура». Но, к сожалению, поздно вечером.
В Большом театре — в первый раз
Мы встретились с артистом на следующий день после его возвращения из столицы в Калугу. Подарили ему цветы — это, наверное, самое скромное, чем мы могли отблагодарить этого замечательнейшего и обаятельнейшего человека за его творчество.
— Вы когда-нибудь думали, что будете стоять на сцене Большого?
— Никогда. За все годы работы я был на сценах многих театров Москвы — «Современника», музыкального имени Станиславского и Немировича-Данченко, Малого. А в Большом театре я никогда еще не был.
Но с детства знал весь репертуар народных песен в исполнении Лемешева, Козловского. Оно прошло в военные годы, на фронт ушел папа и несколько дядей, которые погибли. У меня остался патефон и много пластинок, которые они слушали. И вот, я побывал в Большом театре.
— Да еще в каком качестве!
— Качество прекрасное. Для меня три месяца ожидания торжественной церемонии с момента объявления лауреатов в этой номинации тянулись очень долго. Я думал: хоть бы не заболеть, хоть бы не случилось что. Но наконец-то этот день наступил. Я приехал в Москву накануне. Меня встретили на Киевском вокзале, поселили в отеле «Ренессанс Монарх», в апартаментах на 11-м этаже. Я в них ночевал перед днем вручения премии.
Михаил Арсентьевич ПАХОМЕНКО демонстрирует самую
большую и весо-о-омую театральную награду России.
Хотел вспомнить всех
— Спали хорошо?
— Нет! У меня был конверт с расписанием церемонии — где сидеть, как подняться на сцену, как и куда уйти с нее. Было написано, что выступать надо в пределах не более 30 секунд. А я сначала нафантазировал много — и о театре своем хотел вспомнить, и о своих педагогах: Ольге Ивановне Старостиной, Борисе Григорьевиче Кульневе, Сундуковой Вере Николаевне, и о маме — Марфе Романовне…
Я когда узнал, что буду получать «Маску», то сразу вспомнил детство — Сибирь, Красноярский край. Мама меня одна воспитала, потому что папа на войне погиб. Она у меня такая была… После войны в магазине стали появляться книжки. Она мне их обязательно покупала. Помню, Казакевича «Звезду» она мне купила. Лыжи появились — тоже купила. Мы до этого, естественно, на самодельных катались. Она меня как воспитывала — говорила: «Миша, ты делай как тебе лучше, но главное, чтобы о тебе люди плохо не говорили».
О калужском театре я хотел сказать обязательно. Даже придумал, как: «Он для меня явился стартовой площадкой, от которой я оттолкнулся и схватил эту птицу под названием «Золотая маска». Но я все сокращал, сокращал, а когда все началось, там о Калуге много уже говорили, и мне себя не надо было представлять, из какого я города. Кстати, я перед началом церемонии к артисту Георгию Тараторкину подошел, он председатель оргкомитета премии, и говорю: «Я из Калуги». А он мне: «Михаил Арсентьевич, а кто вас здесь не знает!»
В общем, я сократил речь до минимума. Волновался во время церемонии, тяжело было, что в нашей номинации вручение происходило в финале. Но встал, спокойно пошел на сцену, вышел…
Отметил чашкой водки
— И что сказали в итоге?
— Говорю: «Волнуюсь. Сердце трепещет, а душа ликует. Вот этот дар, эта награда «Золотая маска» даст мне в будущем вдохновение, здоровье. Спасибо. Я счастлив». Поворачиваюсь, чтобы уйти. А потом вдруг говорю: «О, еще два слова. Разрешите, я ее поцелую». Поцеловал «Золотую маску» и сказал: «Мы еще поработаем».
— Хорошо получилось.
— Шквал аплодисментов был. Я понял тогда, что о своих переживаниях и не нужно было говорить, о них никто не слушает.
Потом был прием. Но я приехал один, и далеко от коробки с наградой, а она довольно большая, не отходил. Меня предупредили, что иногда они исчезают…
Когда приехал в гостиницу, думаю: «Ну надо же мне как-то такое событие отметить». Взял чайную чашку, иду вниз, в бар. Спрашиваю: «Водка есть? Налейте граммов сто». Бармен льет, я говорю: «Нет, давайте 150». Мне девушка потом подала чек, в нем сумма: 3380 рублей. И хорошо, что они у меня с собой были. Когда меня в Калуге спрашивают: «Когда будем отмечать?» — я отвечаю: «Я все пропил!» (смеется).
Мастер эпизода
— Мы увидим вас до конца сезона в каких-то новых ролях?
— В премьерном «Брате Чичикове» в постановке Александра Плетнева я сыграю Старика. Эта такая небольшая роль, после каждого эпизода с поездками Чичикова три мужика сидят и разговаривают о жизни. Я один из них.
— Так вы же старика играли уже недавно — в «Плодах просвещения»…
— Вот в том и заключается профессия актера. Большую роль играть проще. Сыграй Ромео на троечку, и девочки все равно будут тебе аплодировать. А вот когда маленькая роль, в нее нужно вложить биографию человека, чем он занимается. Это найти надо. Но вроде бы в этом я поднаторел.
наша справка
Михаил Арсентьевич ПАХОМЕНКО. Окончил актерский факультет Дальневосточного института искусств. Работал в Костромском драматическом театре им. А. Островского, в Областном драматическом театре г. Могилева.
С 1971 года работает в Калужском ордена Трудового Красного Знамени областном драматическом театре.
В 1987 году М. А. Пахоменко присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР», в 2000‑м — «Народный артист России».
С 8 июля 1999 года является Почетным гражданином города Калуги.
Занят в спектаклях: «Частная жизнь королевы», «Завтра была война», «Экспонаты», «№ 13», «Ревизор», «Дом восходящего солнца», «Плоды просвещения», «Немного нежности».
Снимался в фильмах: «Вы чье, старичье?», «Час оборотня», «Оно», «Око за око», «Невечерняя» и других.
Михаил Арсентьевич был отмечен премией в самой почетной номинации — «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Вручение проходило на сцене Большого театра. Многие калужане наверняка стали свидетелями этого зрелища — его транслировал телеканал «Культура». Но, к сожалению, поздно вечером.
В Большом театре — в первый раз
Мы встретились с артистом на следующий день после его возвращения из столицы в Калугу. Подарили ему цветы — это, наверное, самое скромное, чем мы могли отблагодарить этого замечательнейшего и обаятельнейшего человека за его творчество.
— Вы когда-нибудь думали, что будете стоять на сцене Большого?
— Никогда. За все годы работы я был на сценах многих театров Москвы — «Современника», музыкального имени Станиславского и Немировича-Данченко, Малого. А в Большом театре я никогда еще не был.
Но с детства знал весь репертуар народных песен в исполнении Лемешева, Козловского. Оно прошло в военные годы, на фронт ушел папа и несколько дядей, которые погибли. У меня остался патефон и много пластинок, которые они слушали. И вот, я побывал в Большом театре.
— Да еще в каком качестве!
— Качество прекрасное. Для меня три месяца ожидания торжественной церемонии с момента объявления лауреатов в этой номинации тянулись очень долго. Я думал: хоть бы не заболеть, хоть бы не случилось что. Но наконец-то этот день наступил. Я приехал в Москву накануне. Меня встретили на Киевском вокзале, поселили в отеле «Ренессанс Монарх», в апартаментах на 11-м этаже. Я в них ночевал перед днем вручения премии.
Михаил Арсентьевич ПАХОМЕНКО демонстрирует самую
большую и весо-о-омую театральную награду России.
Хотел вспомнить всех
— Спали хорошо?
— Нет! У меня был конверт с расписанием церемонии — где сидеть, как подняться на сцену, как и куда уйти с нее. Было написано, что выступать надо в пределах не более 30 секунд. А я сначала нафантазировал много — и о театре своем хотел вспомнить, и о своих педагогах: Ольге Ивановне Старостиной, Борисе Григорьевиче Кульневе, Сундуковой Вере Николаевне, и о маме — Марфе Романовне…
Я когда узнал, что буду получать «Маску», то сразу вспомнил детство — Сибирь, Красноярский край. Мама меня одна воспитала, потому что папа на войне погиб. Она у меня такая была… После войны в магазине стали появляться книжки. Она мне их обязательно покупала. Помню, Казакевича «Звезду» она мне купила. Лыжи появились — тоже купила. Мы до этого, естественно, на самодельных катались. Она меня как воспитывала — говорила: «Миша, ты делай как тебе лучше, но главное, чтобы о тебе люди плохо не говорили».
О калужском театре я хотел сказать обязательно. Даже придумал, как: «Он для меня явился стартовой площадкой, от которой я оттолкнулся и схватил эту птицу под названием «Золотая маска». Но я все сокращал, сокращал, а когда все началось, там о Калуге много уже говорили, и мне себя не надо было представлять, из какого я города. Кстати, я перед началом церемонии к артисту Георгию Тараторкину подошел, он председатель оргкомитета премии, и говорю: «Я из Калуги». А он мне: «Михаил Арсентьевич, а кто вас здесь не знает!»
В общем, я сократил речь до минимума. Волновался во время церемонии, тяжело было, что в нашей номинации вручение происходило в финале. Но встал, спокойно пошел на сцену, вышел…
Отметил чашкой водки
— И что сказали в итоге?
— Говорю: «Волнуюсь. Сердце трепещет, а душа ликует. Вот этот дар, эта награда «Золотая маска» даст мне в будущем вдохновение, здоровье. Спасибо. Я счастлив». Поворачиваюсь, чтобы уйти. А потом вдруг говорю: «О, еще два слова. Разрешите, я ее поцелую». Поцеловал «Золотую маску» и сказал: «Мы еще поработаем».
— Хорошо получилось.
— Шквал аплодисментов был. Я понял тогда, что о своих переживаниях и не нужно было говорить, о них никто не слушает.
Потом был прием. Но я приехал один, и далеко от коробки с наградой, а она довольно большая, не отходил. Меня предупредили, что иногда они исчезают…
Когда приехал в гостиницу, думаю: «Ну надо же мне как-то такое событие отметить». Взял чайную чашку, иду вниз, в бар. Спрашиваю: «Водка есть? Налейте граммов сто». Бармен льет, я говорю: «Нет, давайте 150». Мне девушка потом подала чек, в нем сумма: 3380 рублей. И хорошо, что они у меня с собой были. Когда меня в Калуге спрашивают: «Когда будем отмечать?» — я отвечаю: «Я все пропил!» (смеется).
Мастер эпизода
— Мы увидим вас до конца сезона в каких-то новых ролях?
— В премьерном «Брате Чичикове» в постановке Александра Плетнева я сыграю Старика. Эта такая небольшая роль, после каждого эпизода с поездками Чичикова три мужика сидят и разговаривают о жизни. Я один из них.
— Так вы же старика играли уже недавно — в «Плодах просвещения»…
— Вот в том и заключается профессия актера. Большую роль играть проще. Сыграй Ромео на троечку, и девочки все равно будут тебе аплодировать. А вот когда маленькая роль, в нее нужно вложить биографию человека, чем он занимается. Это найти надо. Но вроде бы в этом я поднаторел.
наша справка
Михаил Арсентьевич ПАХОМЕНКО. Окончил актерский факультет Дальневосточного института искусств. Работал в Костромском драматическом театре им. А. Островского, в Областном драматическом театре г. Могилева.
С 1971 года работает в Калужском ордена Трудового Красного Знамени областном драматическом театре.
В 1987 году М. А. Пахоменко присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР», в 2000‑м — «Народный артист России».
С 8 июля 1999 года является Почетным гражданином города Калуги.
Занят в спектаклях: «Частная жизнь королевы», «Завтра была война», «Экспонаты», «№ 13», «Ревизор», «Дом восходящего солнца», «Плоды просвещения», «Немного нежности».
Снимался в фильмах: «Вы чье, старичье?», «Час оборотня», «Оно», «Око за око», «Невечерняя» и других.