«В сегодняшней Калуге нет стиля»

Опубликовано: 07.12.2011 12:24 0 2139
Корреспондент «перекрестка» беседует о городской среде с первым городским головой Калуги в новейшей истории России Виталием ЧЕРНИКОВЫМ.

Старались сохранить лицо
- Виталий Алексеевич, какой сегодня вам видится Калуга, куда она движется? Мне, например, иногда кажется, что она примерила платье, которое ей не идет, но она не знает, что выглядит в нем смешно.
- Давайте вспомним, как менялся в последние полвека. В 1966 году в Калуге было всего 110 тысяч жителей. Люди жили, в основном, в частных домах, это был, фактически, одноэтажный город. Калугу можно было назвать городом соседей, где практически все друг друга знали. Соответствующей была и обслуживающая людей инфраструктура. Например, троллейбусных маршрутов было всего два - № первый № второй. Летом на улицах можно было увидеть запряженные лошадьми телеги, а зимой – сани.
А в 82-м году в городе проживало уже 300 тысяч человек. В Калугу были массово свезены десятки и десятки тысяч людей для работы на новых промышленных предприятиях. Шла первая волна миграции, как результат промышленного бума, связанного с развитием «оборонки» в городе.
Многих «новых калужан» сорвали с родных обжитых мест – из сел и деревень. Этим людям было бы сложно встроиться и в существующую городскую среду, а тут еще и бурное строительство новых многоэтажных микрорайонов. Деревенские жители без подготовки попали в непривычные для себя условия. Их селили в общежития или многоквартирные дома, где порою даже подвалов не было. Соответственно, такие люди часто относились к окружающей их чуждой городской среде достаточно неприязненно.
Эта молчаливая неприязнь взрослых потом начала выливаться в активную агрессию молодежи. Старожилы помнят времена молодежных группировок конца 80-х годов прошлого века, когда стенка на стенку сходились улицы и микрорайоны. По сути, дрались между собой «городские» и «микрорайонные», уходящая традиция и новый городской социум.
Но и когда населения значительно прибавилось, Калуга какое-то время продолжала оставалаться гостеприимным и зеленым городом. Автомобилей тогда было немного. Парковки для них не требовались, а доступность социальной инфраструктуры была действительно пошаговой, все располагалось по соседству.
И даже несмотря на то, что постепенно одноэтажный город уступал местно многоквартирной застройке, местные власти старались по возможности сохранить лицо города. Многие, наверное, обращали внимание на то, что в Калуге попадаются панельные «хрущевки» с мозаичными стенами. Сегодня они выглядят забавно, а ведь в те времена нужны были немалые воля и мужество, чтобы «пробить» подобное украшательство в вышестоящих инстанциях, поскольку оно значительно удорожало стоимость домов. Таким образом город пытался сохранить свою домашность. Приезжавшие из других городов удивлялись этой мозаике, потому что в других местах строили однообразные и унылые бетонные коробки. Да и мы в начале 90-х запретили строить в историческом центре города дома из панелей – только по индивидуальным проектам из кирпича. За что меня тогдашние производители хрущевок чуть не пришибли.



Калуга до сих пор не определилась, и городской уклад
жизни в ней может сочетаться с сельским.

Как результат бомбежки
- А сегодня?
- Я сравнил бы градостроительную ситуацию в сегодняшней Калуге с результатом строительной бомбардировки с самолета домами, которые стали там, куда случайно попали.  Вернее, где выгоднее застройщикам. Градостроительная мысль ушла глубоко под землю. В Калуге уже много лет отсутствует целостная градостроительная политика. Одним из последних архитекторов, кто пытался мыслить и строить ансамблями, был Евгений Иванович Киреев. Он же, кстати, в свое время и мозаику на панельные дома пробивал.
Понятно, что винить в сложившемся положении дел сегодняшние городские власти было бы несправедливо. Насколько я знаю, новый главный архитектор города сейчас пытается вернуть городу градостроительную составляющую. Можно только пожелать ему успеха в этом нелегком деле. Ведь сегодня коммерческие интересы часто перевешивают интересы общества. Смотрите, - бешеные деньги вкладываются в строительную отрасль, она продолжает оставаться сверхприбыльной, однако городскую среду, мягко говоря, нисколько не улучшает. Рынок диктует законы городу, а не город рынку. А это неправильно. Ведь единственной целью власти должно являться обслуживание законных интересов жителей наилучшим образом. А для этого нужно эти интересы своевременно выявлять и на них адекватно реагировать. Одним из таких интересов является благоприятная и комфортная окружающая среда. А ее формирует, прежде всего, человечная и профессионально сделанная архитектура.

Спросить у людей
-А как сформировать комфортную городскую среду, что для этого нужно сделать?
С людьми советоваться. Опираться на их мнение о том, каким они хотят видеть СВОЙ город. Существует устойчивое мнение, что
Калуге с самого начала повезло с архитекторами - Никитиным, Романовым и другими. И действительно, они оставили нам грамотно сформированное городское пространство, где было даже предусмотрено проветривание города за счет прямых улиц, проложенных по розе ветров, дующих с реки вверх. Соответственно, кладбище и бойню разместили с подветренной стороны, чтобы, вредные выбросы, как бы мы сейчас сказали, не попадали на городские кварталы. Однако стоит вспомнить и то, что первый проект реконструкции города был отклонен Екатериной II по той причине, что он не учитывал сложившуюся городскую застройку. То есть, интересы уже живущих в городе граждан. Другими словами, императрица сказала архитекторам: конечным потребителем вашей работы являюсь не Я-Государыня, а жители того города, который вы предлагаете полностью снести и заново построить. Так что спросите сначала их.
Приведу пример из нашей действительности. Сейчас в Калуге многое делается для улучшения городского благоустройства  – уложена плитка на тротуары, ремонтируются дороги, на проезжей части появились карманы для парковок транспорта, возникают уютные пешеходные зоны. Это все правильно и давно назрело.
Но давайте возьмем ту же улицу Кирова, по которой мы, калужане, исторически привыкли прогуливаться, как говорят в Одессе, постепенно. Теперь  нам приходится от этого отвыкать, потому что сейчас гулять по ней, переходя со стороны на сторону, из магазинчика в магазинчик или кафе стало весьма проблематично. 
Полкилометра красивого ограждения лишили нас возможности ощущать камерность и уютность одной из центральных городских улиц. И поэтому мы перестаем замечать и парковки, и плитку, и красоту ограждения, будучи заняты одним вопросом: да где же этот чертов переход? То есть, на бумаге, в проекте все выглядело очень даже привлекательно. А людям, в итоге, неудобно. Теперь на участке от облдрамтеатра до улицы Рылеева, чтобы перейти на другую сторону приходится преодолеть больше 500 метров там, где раньше нужно было пройти всего 50. Плюс по ночам теперь на этом участке с ревом гоняют любители экстремально быстрой езды. В результате эффект получился отрицательный – дело сделано полезное, денег и сил властями вложено много – а люди недовольны. А ведь можно было провести экспресс-опрос пешеходов, выяснить, где бы им было удобнее переходить улицу Кирова, а затем сделать в удобных для калужан местах пешеходные переходы с кнопкой, которая включает-выключает светофор.
Или введение одностороннего движения. Сколько потрачено денег на обсчет схем транспортных потоков, сколько уплачено штрафов водителями, сколько случилось ДТП. А в итоге проблему пробок в центре города это новшество не только не решило, но лишь усугубило ее. Не так давно у горуправы я простоял в глухой пробке час. Теперь калужане уже думают – садиться им на три остановки в троллейбус или лучше пойти пешком. Видимо, накал страстей оказался настолько велик, что пару недель назад вернули двустороннее движение по улице Дзержинского и не стали открывать новые односторонние маршруты на других улицах. А ведь и здесь столь сложный проект мог бы быть предварительно обсужден с калужанами. Уверен, что нашлось бы много заинтересованных и думающих людей, которые могли бы дать ценные идеи и предложения по сути проблемы.

Стал «этим» городом
- То есть, административными решениями  комфортную городскую среду не создашь?
- Любые решения должны опираться на исследования и совет с гражданами. Даже если это касается установки светофора. Помню, на одном семинаре в Голландии представители небольшого города рассказывали, что проводили специальный опрос, касающийся установки светофора на одной из улиц, интересуясь у людей,  что они предпочтут – безопасность, но некоторые неудобства, связанные с миганием светофора в ночное время, или ночной покой, но вероятность возникновения ДТП на пешеходном переходе. Люди  предпочли безопасность. Присутствовавшие на этом семинаре российские мэры только усмехались – для них было странно, что по таким мелким вопросам зачем-то надо с кем-то советоваться. Но в это-то и дело! Власть, если она хочет оставаться властью и дальше, должна советоваться с людьми при решении всех значимых для них проблем. Уважение к людям рождает встречное уважение к власти. Возникает конструктивное сотрудничество, повышается уровень взаимного доверия. В начале 90-х годов прошлого века по тогдашнему законодательству, например, нельзя было начинать никакое строительство, если живущие рядом люди были против. Это, конечно же, усложняло работу властей. Но это было совершенно оправдано. Если у власти нет аргументов, чтобы убедить людей в правильности своих действий – эти действия не являются правильными! Даже если они обоснованы расчетами профессионалов.
- Предполагается, что в скором времени население Калуги должно значительно увеличиться, и снова за счет мигрантов. Новые созданные предприятия нуждаются в кадрах. 
- Новая волна миграции, как мне кажется, будет принципиально отличаться от миграции 80-х. Тогда люди из традиции деревенской жизни приезжали в Калугу, где существовала своя специфическая городская традиция. Столкновение этих двух традиций продолжалось достаточно долго и, к сожалению, в силу разных причин, не успело завершиться формированием новых, если можно так сказать, правил городского общежития. Сегодня в Калугу съезжаются представители уже не только и на столько деревенской традиции, сколько носители самых разных, подчас прямо противоположных этнических, конфессиональных и профессиональных взглядов на жизнь. И именно эти активные люди, по сути, будут оказывать влияние на формирование нового городского стиля. Да и уже оказывают. Достаточно посмотреть на городские «шедевры» архитектуры последних семи-восьми лет. Что может получиться дальше, если не сформулировать сегодня ясные и понятные каждому правила городского общежития хотя бы в вопросах благоустройства и архитектуры - даже боюсь себе и представить.
И здесь свое слово могли бы сказать профессионалы. В данном случае – архитекторы. Именно они должны были бы вынести на суд общественности свои предложения по возрождению, если хотите, комфортной, камерной, уютной городской среды, которая создает у людей положительные эмоции, стимулирует бережное отношение к нашему общему достоянию. И это не есть задача только лишь главного архитектора города – одному ему с этим не справиться. В этом процессе должны проявить активность и профессиональные объединения архитекторов, и органы государственной и местной власти, и заинтересованные граждане.
Сегодня же обратная связь граждан с властью носит пассивный характер. Гражданин приходит со своими проблемами – власть реагирует. Люди практически не участвуют в процессе принятия решений, которые их непосредственно касаются. В чиновничьей среде принято говорить в таких случаях, что рядовой житель не профессионал в том-то или том-то вопросе, поэтому, что он может нам сказать? Но ведь местная власть работает не для профессионалов, а именно для рядовых калужан. Значит и мнение их должно властью выслушиваться и учитываться.  В противном случае мы начинаем говорить вместо «наша власть» - «эта власть», вместо «мой город» - «этот город», и т.д.
- Действительно, такое часто можно услышать…
- Вот-вот. Кстати, истоки городского вандализма во многом связаны с отсутствием коммуникации между гражданами и властью. Люди, которые не привыкли считать город своим, которых не спрашивают, что им на самом деле нужно, часто выражают свой протест самым простым способом – просто портят то, что делает власть.  Когда-то по Калуге прокатывалась «эпидемия» порчи телефонов-автоматов - все трубки были сломаны или оторваны. Это тоже был протест, ведь очередь на получение телефона была расписана на несколько лет вперед. Большинство калужан не имели домашнего телефона, а если у меня его дома нет, и я никому не звоню, то и на улице он не нужен вообще. Вот молодежь и протестовала. По сути – против нехватки телефонов, проблему с которыми власти практически не решали.

Территория самоощущения граждан
- А как Вы себе представляете процесс консультирования с жителями? Всех на стадионе собрать?
- Стадион – это что-то из латиноамериканской истории революций. Нет, конечно. Есть такая вещь, как опросы общественного мнения, референдумы. Менее затратные формы коммуникации – различного рода общественные или консультативные советы и,  кстати, обсуждение проблем на страницах СМИ, на Интернет-форумах. Главное, чтобы все это было направлено именно на выявление мнения граждан, а не на оправдание уже принятых властью решений. Например, во многих городах Швейцарии референдумы проходят чуть ли не каждую неделю. Так они называют то, что у нас считается опросом. Гражданин получает листочек с вопросом, выбирает один из ответов и затем опускает этот листочек в специальный ящик, стоящий в общедоступном месте. Я поинтересовался, а не бывает ли проблем с подтасовкой результатов, на что мне местный чиновник с искренним удивлением ответил: «А зачем подтасовывать? Мы же действительно хотим узнать мнение наших жителей!».
При таком подходе становится понятным, почему граждане начинают ощущать ответственность за то место, где они живут. Почему порядок из абстрактной категории становится личным делом каждого.
Конечно, для такого немаленького, скажем так, города, как Калуга, проводить еженедельные опросы граждан в общегородском масштабе дело малопродуктивное. Но вот в отдельных городских территориях, имеющих свои специфические проблемы, это вполне осуществимо. Тем более, что сами жители в своем сознании уже давно определили границы таких территорий. Вот смотрите, калужане, живущие, например, на Кубяка, когда едут в центр говорят «поехал в город». Значит, у них есть точное представление о том, где этот «город» начинается. И хотя официально установленных разграничений мы не найдем, но в народе стойко живут такие понятия, как Малинники, Силикатный, Салтыковка и т.п. Очень часто люди, проживающие в границах таких неофициальных территориальных сообществ, ощущают эту территорию «своей», то есть отличной от других частей города. По хорошему стоило бы и территориальные органы городской власти построить не по доставшимся нам в наследство с советских времен округам, а именно по этому признаку – самоощущению граждан. Тогда власти было бы легче найти общий язык с жителями, поскольку административное деление не расходилось бы с представлениями граждан о «своей» территории.
- И легче было бы работать над созданием комфортной городской среды в целом?
- Конечно, ведь в этом процессе начали бы активно участвовать сами калужане. А без этого, боюсь, ничего не получится.


Справка «Перекрестка»

Виталий Алексеевич Черников.

Родился в 1959 году.
Учился в средней школе № 15 г. Калуги.
Работал слесарем-сборщиком на КЗТА.
Служил в Советской Армии.
После окончания Московского архитектурного института работал в отделе архитектуры Ленинского райисполкома, архитектором, затем главным архитектором Ленинского района.
Избирался депутатом городского Совета народных депутатов Калуги, председателем городского Совета, депутатом Законодательного Собрания Калужской области.
Работал главой администрации – городским Головой Калуги.
 
обратная связь
Уважаемые читатели!
А что, по вашему мнению, можно сделать в Калуге для улучшения городской среды?
Свое мнение оставляйте в комментариях.
Присылайте письма по адресу: 248000, Калуга, ул. Комарова, 36, «Калужский перекресток».
Электронный адрес: [email protected]
Ведущий рубрики «Городская среда» — Андрей ГУСЕВ.

Автор: Андрей ГУСЕВ.
Фото Игоря Рулева,
Сергея Константинова
Опубликовано: 07.12.2011 12:24 0 2139
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев