Алексей АРХИПОВСКИЙ: «Балалайка – травмоопасный инструмент»

Корреспондент «Перекрестка» встретился с лучшим балалаечником России.
30.11.2011, 16:10
0 4970
Корреспондент «Перекрестка» встретился с лучшим балалаечником России.
На прошлой неделе в Концертном зале филармонии выступил Алексей Архиповский. Несмотря на отсутствие дисков, мелькания по телевидению и совершенно некоммерческий формат, он собирает полные залы и в России, и за рубежом. Пять аншлагов за три года в Московском международном Доме музыки — это не шутка. Расписание гастролей у Архиповского составлено уже до 2013 года. В Калуге тоже оказалось много любителей его игры.
Музыканта часто называют «Паганини балалайки», он занесен в Книгу рекордов России — отечественный аналог Книги рекордов Гиннесса. А его инструмент с тремя струнами — одной железной и двумя нейлоновыми — творит чудеса и держит в напряжении зал на протяжении полутора часов. Причем на сцене музыкант работает один, объясняя это отсутствием джемовой практики, то есть совместной игры с другими.
— Так поначалу сложилось, и теперь это для меня принципиально, — объясняет музыкант.



Алексей АРХИПОВСКИЙ на калужском концерте играл и
народные мелодии, и рок-н-ролл.

«Играю на «Страдивари» и «Гварнери»
— Неоригинальный, конечно же, вопрос, но все же: почему именно балалайка, что в ней такого интересного?
— Прежде всего это один из немногих русских инструментов. Она появилась в России лет 300 назад. В начале XX века Владимир Андреев, создатель первого национального оркестра народных инструментов, практически открыл ее заново уже для широкой публики и немного усовершенствовал.
Меня учиться игре на балалайке отдали в музыкальную школу в 9 лет. Мне почему-то сразу понравилось, и я больше ни на чем не учился, поэтому на других инструментах не играю. Балалайка интересна тембрально, и я вижу, как она развивается.
— Наверное, играть на балалайке легко?
— Нет, это травмоопасный инструмент, потому что играешь подушечками пальцев. Раньше разбивал их в кровь. Сейчас на подушечках уже мозоли (улыбается).
— У вас какой-то особый инструмент?
— У меня две балалайки, одна — мастера Семена Ивановича Налимова. Его часто называют «Страдивари балалайки». Он создал около 80 инструментов. Я играю на инструменте 1902 года. В начале прошлого века был еще петербургский мастер Иосиф Галинис. Он, кстати, начинал работать с Налимовым. Это, так сказать, «Гварнери». У меня есть его инструмент 1928 года. Это два лучших балалаечных мастера.
— Я знаю, вы занимаетесь розыском инструментов, которые они сделали. Таких инструментов много?
— К сожалению, инструментов после них осталось мало и уже в довольно плохом состоянии. Многие вместе с хозяевами уехали за границу после 1917 года. Это для эмигрантов было памятью о родине.

Подвластно все

 Как вы можете объяснить, за счет чего достигается своеобразие вашей манеры?
— Наверное, за счет всего, вместе взятого: инструмента, техники пальцев. Я использую звукоусилитель на балалайке, различные звуковые эффекты.
— Судя по количеству просмотров ваших роликов в Интернете, можно сказать, что интерес к народной музыке в стране растет?
— Я не считаю, что балалайка — это только народный инструмент. Тем более что я не пою русские песни. Я исполняю музыку, и публике, очевидно, нравятся ощущения, которые она получает. Ведь возможности инструмента очень большие. На нем можно исполнить практически все.
 Вы много импровизируете на концертах?
— Это, скорее всего, фиксированные импровизации, хотя я их не записываю нотами.
— А нет желания сделать с кем-нибудь совместную композицию или альбом?
— Несколько лет назад я принимал участие в записи альбома Димы Маликова «Пианомания». Сейчас мы планируем делать дуэтный проект с одним шведским барабанщиком. Он долго работал с Фрэнком Заппой. Посмотрим, что получится.

справка «Перекрестка»
Алексей Витальевич АРХИПОВСКИЙ.
Родился 15 мая 1967 года в Туапсе. Российский балалаечник-виртуоз.
Закончил музыкальную школу по классу балалайки и музыкальное училище имени Гнесиных (отделение народных инструментов).
Работал в Смоленском русском народном оркестре, в государственном академическом русском народном ансамбле «Россия» под руководством Людмилы Зыкиной.
В 2002 году начал сольную карьеру. С 2003 года — участник движения «Этносфера», фестиваля «Мамакабо», представляющих современную русскую музыку, не вошедшую в традиционный формат.
Участвовал как солист в фестивалях российской культуры, проходивших в США, Китае, Южной Корее, Германии, Франции, Испании, Болгарии, в джазовых фестивалях в России и за рубежом. Признан многими специалистами лучшим балалаечником России на сегодняшний день.
В 2009 году вышел DVD, включающий съемки концерта, беседу с музыкантом, отзывы, бонусы, книжку-вставку с фотографиями с концерта.

Автор: Андрей ГУСЕВ.
Фото Игоря РУЛЕВА.
Лента настроения
2 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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