Губернатор разгонял чиновников и судил помещиков
За крутые меры Арцимовича прозвали «красным» губернатором.
За крутые меры Арцимовича прозвали «красным» губернатором.
В 1858 году калужским губернатором был назначен Виктор Антонович Арцимович. Это был уравновешенный, обладавший большой выдержкой человек. Вел он себя достойно в любых ситуациях, за что его уважал царь. Николай I, всегда и всем «тыкавший», обращался к Арцимовичу исключительно на «Вы».
Редко посещал балы и вечера
Калугу поразило, что Виктор Антонович достойно относился к подчиненным. По словам современников, «каждый обращающийся к нему совершенно забывал, что перед ним губернатор, генерал и звездоносец. Ни жеста, ни голоса, в которых чувствовалась бы какая-нибудь начальственная нотка...».
Виктор Антонович не играл в карты, редко посещал балы и различные вечера, не боготворил театр. В редкие свободные часы Арцимович любил расположиться с книжкой на диване и почитать что-нибудь по истории.
Приняв калужскую губернию, Виктор Антонович заметил повсюду, особенно в суде, значительное число сверхштатных служителей и предложил «ограничить оных». Интересно, что пока Губернское правление собирало необходимые сведения, чиновники размножились еще больше. В самом Губернском правлении было обнаружено 26 лишних человек.
Водочники воевали с пивоварами
В Калуге Арцимович объявил войну откупщикам. Дело в том, что в России были введены винные откупы — право торговать крепкими спиртными напитками давали частникам на определенное время. Откупщики богатели. Чиновники и полицейские получали от них крупные взятки. Единственными конкурентами откупщикам были пивовары. Калужское пиво в XIX веке славилось на всю Россию. Но откупщики навязывали калужанам водку, причем самого отвратительного качества, и натравливали на пивоваров полицию. Несколько лавок закрыли и оштрафовали. Пивовары пожаловались Арцимовичу. Он дал полицейским нагоняй.
Крестьяне поддерживали губернатора. В это время они ожидали освобождения от крепостного права и опасались, что народ будут спаивать, чтобы обмануть во время реформы. Начались погромы кабаков. Крестьяне организовывали общества трезвости, целые села подписывали обязательства не покупать откупного вина.
К Арцимовичу обратился министр финансов Княжевич, потребовавший оказать «особенное покровительство откупщикам». Арцимович отвечал резко: «Особенное покровительство несовместимо с достоинством правительства». В результате несколько калужских чиновников и полицмейстер вынуждены были подать в отставку.
Судили за жестокость
Калужский губернатор сдружился с декабристами Оболенским, Батеньковым, Свистуновым, Кашкиным и был против крепостного права. В Калуге стали судить жестоких помещиков: Колосову из Малоярославца, Карпенко и Чуфаровского из Тарусы, Яникова и Долманова из Медыни. Арцимовича за это прозвали «красным» губернатором.
Помещики затаили злобу, в столицу полетели жалобы на крутые меры Арцимовича.
Губернатор был отозван из Калуги. Ушел он со скандалом и славою «белой вороны». Поселился в Петербурге. В отставку Арцимович вышел в самом высоком генеральском чине и через год скончался. На похороны в столицу приехали калужские дворяне и привезли венок от жителей губернии.
«Большого роста, крепко и коренасто сложенный... Где бы ни появлялся Виктор Антонович, он привлекал общее внимание своим звучным голосом и в особенности — своею чудесною головою, обрамленною белоснежными сединами, — вспоминал об Арцимовиче известный российский адвокат Кони. — В добрых, живых, с глубоким то нежным, то проницательным взором глазах светилась теплота терпимой и прощающей души, а в улыбке крупного рта сквозила добродушная ирония или приветливость человека, благовоспитанного на старый лад».
обидно!
Сына губернатора бросила жена
Виктор Антонович Арцимович был женат на Анне Михайловне Жемчужниковой. С братом жены Алексеем он учился в одном классе. (Творческий союз братьев Жемчужниковых и Алексея Толстого известен как Козьма Прутков.) Интересно, что отец Анны — сенатор Жемчужников — был непосредственным начальником Арцимовича. Как бы то ни было, брак оказался на редкость счастливым. У Виктора Антоновича и Анны Михайловны был сын Михаил. Жена Михаила Екатерина (урожденная Горяинова), оставив мужа и шестерых детей, вышла замуж за сына Льва Толстого — Андрея.
а в это время
Лерхе выкуривал из Калуги дух Арцимовича
После отъезда Арцимовича Калужская губерния была доверена Эдуарду Лерхе. Отправляя Лерхе в наш город, министр внутренних дел Валуев велел «спасти Калугу от анархии, внесенной губернатором Арцимовичем, выкурить из нее дух его».
Лерхе всем запомнился своим внешним видом. Он был невысок, строен, любил носить обувь на каблуках. По утрам в хорошую погоду новоявленному губернатору нравилось совершать «гигиенические прогулки». Женат Эдуард Васильевич был на дочери статского советника Елизавете Трубниковой. Родовых поместий не имел, в Калуге получал жалование губернатора — 5430 рублей в год.
Лерхе действует точно по наказу — убирает неугодных людей. Внезапно, без объяснения причин, был уволен князь Оболенский, за ним подал в отставку Свистунов.
Лерхе был льстивым и угодливым, он обожал длинные речи, мог говорить часами, причем без особого смысла, ни о чем, и в поучительном тоне. Одни современники видели в нем много положительных качеств: «Человек Лерхе был хороший, добросовестный и честный в смысле материальном. Сердце имел доброе, в семейном отношении был безупречен». Другие — наоборот: «У него нет ни сердца, ни ума, ни чести, ни гордости. Есть усердие лакея, ловкость шпиона, свирепость палача. Его административное кредо — угождать высшему начальству. Умственный кругозор узок. Даже предугадывание желания начальства, составляющее главную гимнастику таких умов, далеко не всегда удавалось».
Сам губернатор, не стесняясь, рассказывал своим подчиненным, как, прибыв в министерство, перво-наперво давал «синенькую» швейцару, курьеру, камердинеру его высокопревосходительства. «Все это колесики великой бюрократической машины. И уж эти «колесики» могут подсказать, когда удобнее видеть министра или правителя его канцелярии», — откровенничал довольный собой Лерхе.
Самое яркое событие в калужской жизни тех лет произошло 14 декабря 1863 года, когда Лерхе встречался с определенным в Калугу на жительство имамом Шамилем.
Надо сказать, что в нашем городе Лерхе не задержался. Когда умерла его жена, Эдуард Васильевич стал хлопотать о переводе из Калуги. Он получил пост губернатора Новгорода, где у него было много родственников.