«Учитель не имеет права бунтовать!»

Опубликовано: 07.10.2009 14:25 0 3658

Ольга Москвина: «Для меня главная цель — не чтобы все школьники знали мой предмет от «А»

до «Я», а чтобы они не ненавидели его. Ведь это так важно — чтобы детям было комфортно на уроке».




Секретами своей профессии с корреспондентом «Перекрестка» поделилась Ольга Александровна МОСКВИНА — один из лучших в Калуге учителей физики.

Мы беседуем в лаборантской кабинета физики. В 9-й гимназии это особое место. Говорят, здесь до сих пор витает дух Циолковского. Кроме портрета великого ученого в лаборантской висит несколько черно-белых стареньких фотографий.

Наследники Циолковского
— Это мои педагоги, у которых я училась и благодаря которым полюбила физику, — рассказывает Ольга Москвина. — Вот это Виктор Иванович Ермишин. Он был уникальным учителем, на его уроках никогда не было скучно.  Очень хорошо помню фразу, сказанную Виктором Ивановичем на самом первом уроке: «Сейчас мы с вами разговариваем на одном языке. А к концу изучения физики вы будете говорить совсем на другом». Так оно и получилось. Эти слова я часто повторяю теперь уже своим ученикам.  
— Кого еще из своих учителей вы вспоминаете?
— Был еще один изумительный педагог, перед которым все преклонялись, — Владимир Иванович Соловьянчик. Он все время придумывал интересные опыты, а когда проводил их, оторваться от этого зрелища было просто невозможно. И, конечно, не могу не назвать Полину Ивановну Москвину — мою свекровь, которая тоже преподавала в нашей школе физику и была высококлассным учителем.
Так что если я чего-то и достигла, то только благодаря нашей 9-й школе. Я сама здесь училась, поэтому знаю, какая у нас хорошая и давняя традиция преподавания физики, которая, по сути, начинается еще с Циолковского.

Физика на одном дыхании
 — Про ваши уроки говорят, что после них дети начинают обожать физику. Как вам удается заинтересовать школьников, ведь это очень сложный предмет?
— Для меня главная цель – не чтобы все дети знали мой предмет от «А» до «Я», а чтобы они не ненавидели его. Ведь это так важно — чтобы детям было комфортно на уроке, чтобы они получили азы знаний по физике на общеобразовательном уровне. Мне очень жаль бывает, когда ребята уходят именно с этим чувством: «Как я ненавижу этот предмет!» У меня вроде бы получается этого избежать.   
— У вас были ученики, которые запомнились особенно?
— Да, запомнился выпуск 1996 года. Это были уникальные дети, уроки в их классе проходили на одном дыхании. Для них был важен сам предмет, а не та оценка, которую я им поставлю. Как-то двое учеников устроили целую дискуссию по одной из тем. Я слушала их и в какой-то момент вдруг поняла, что не могу ответить на те вопросы, которые они друг другу задают. Готова была провалиться сквозь землю. У меня тогда были шпильки, так я от волнения каблуком проковыряла дырку в полу. Придя домой, полностью перелопатила по этой теме всю литературу, какую можно. И теперь знаю по ней все. А за этим выпуском я постоянно слежу. Все очень успешные, достойные люди.

Работа, которая держит в тонусе
— С материальной точки зрения профессия педагога сейчас не самая выгодная…
— Да, это очень большая проблема. Но специфика нашей работы такова, что спорить, бунтовать мы не имеем права. Ведь мы растим детей, и у них должны быть хорошие знания, независимо от того, много получает учитель или мало. Ребенок-то здесь при чем? А как заработать деньги — это уже другой вопрос. Приходится как-то крутиться, брать дополнительную нагрузку…
— А уйти из школы хотелось когда-нибудь?
— Нет, таких мыслей не было. Кроме этого я ничего делать не могу, а быть учителем вроде бы получается. Мне очень нравится работать с детьми. Я от них никогда не устаю. Больше утомляют бумаги, которые сопровождают нашу работу. А ребята скучать не дают, постоянно заставляют узнавать что-то новое. Мне тем и нравится наша работа, что она все время держит в тонусе, не позволяя расслабиться.

Автостопом по Европе
— 2010 год объявлен Годом учителя. Чего вы пожелали бы накануне себе и своим коллегам?
— Здоровья и терпения. Сейчас очень непростое время, идет перестройка системы образования, мы никак не выберем какое-то определенное направление, поэтому нужно набираться терпения. Если жить на одних эмоциях, все только критиковать и отбрасывать, то ничего хорошего не будет.
— Профессиональная мечта есть?
— Мечтаю поработать с детьми, которые хотели бы изучать физику. Неважно, какие у них способности. Главное, чтобы было желание, как у тех детей, которых я выпустила в 1996 году. Вот таких учеников хочется.
— А чисто женская?
— Хочется выспаться, нарядиться. Хочу попутешествовать по Европе. Я как-то смотрела по телевизору передачу про двух старушек под 70 лет, которые автостопом по Европе ездили.  Вот я, когда доживу до стольких лет, наверное, тоже рискну.

досье «Перекрестка»
Ольга Александровна Москвина родилась в Калуге.
Закончила школу № 9.
Выпускница КГПИ им. К.Э. Циолковского.
Учительский стаж — 28 лет, в гимназии № 9 работает с 1984 года.
Замужем, есть взрослые сын и дочь.


устами школьников

Эмма БЕКЧЯН, ученица 11-го класса:
— Ольга Александровна — уникальный учитель. Физику она ведет у нас с 9-го класса, и за это время понимание предмета вышло на совершенно другой уровень. Это позволяет нам участвовать в различных олимпиадах, даже всероссийских, и завоевывать на них первые места. А еще с Ольгой Александровной очень легко общаться. К ней всегда можно обратиться за советом.

Сергей КАРТОШКИН, ученик 11-го класса:
— Уроки Ольги Александровны интересны тем, что они никогда не бывают стандартными и не ограничиваются рамками: выучил — сдал. Иногда она может пожалеть, но, когда придет время, спросит по полной программе. Вообще же, Ольга Александровна — очень жизнерадостный человек. Нам она очень нравится.


Анастасия Никуткина, ученица 11-го класса:
— Лично для меня Ольга Александровна открыла физику. Если раньше я не понимала этот предмет в принципе, то сейчас не понять просто невозможно, настолько Ольга Александровна объясняет материал доступно и понятно. А как человек она очень открытая и доброжелательная. Помогает нам буквально во всем.


знай наших!
В этом году Ольга Москвина стала обладателем премии Всероссийского фонда «Династия», который занимается поиском и поддержкой талантов в области естественных и общественных наук.
Победителей выбирали студенты-первокурсники ведущих вузов страны. Фонд просил молодых людей назвать имена лучших, по их мнению, школьных учителей физики и математики. Побеждал тот, чье имя звучало чаще остальных.
В этом году в числе лидеров оказались и пять калужских педагогов. Среди них — сразу два учителя гимназии № 9: Ольга Москвина и ее коллега, преподаватель математики Галина Талейкина.


Автор: Оксана КОЛОСОВА. Фото Сергея КОНСТАНТИНОВА.
Опубликовано: 07.10.2009 14:25 0 3658
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев