$ 73.32 0.21
80.12 0.42

Племянник Толстого летал над калужским ипподромом

Опубликовано: 20.08.2009 11:13 0 2374

В начале ХХ века ипподром стал одним из любимых мест отдыха калужской знати.


В конце ХIХ века в нашем городе существовало «Общество охотников конского бега», куда входили уважаемые и состоятельные калужане. Они-то и обратились к губернатору с просьбой организовать ипподром. Открылся он в Калуге 16 августа 1898 года.
Однако на самом деле конные бега гораздо старше этой даты: ими увлекались уже в середине XIX века. Кроме того, известно, что в Калуге в стародавние времена почитался некий конский бог.
Ипподром был устроен на пустыре за городским Пятницким кладбищем, недалеко от Крестовского монастыря. Увлечение скачками в конце ХIХ-ХХ веков стало очень модным. Бега были сезонными и считались привилегией мужской части нашего города. Однако женщины тоже приходили на скачки — это называлось «выйти в свет». Существовал даже специальный дресс-код. Дамы надевали платья, закрытые туфли, перчатки и шляпы. Головной убор мог быть с вуалью и без, с полями, перьями. Мужчинам рекомендовали светлый костюм, удлиненный пиджак с обрезанными полами, жилет, брюки в полоску, классические ботинки и серый котелок.
Владельцами скакунов становились разбогатевшие купцы и помещики (Грибановы, Тащины, Козловы). Интересно, что в первую очередь обращали внимание не на резвость, а на ход и выездку лошади, ценили высокий, без толчков, правильный и свободный бег. Изначально категорически не допускались меры принуждения: никакого кнута или хлыста.
Сезон длился всего один месяц. В остальное время ипподром использовался как стадион. Здесь проходили различные соревнования и спортивные состязания.

На чудо-моноплан смотрела вся Калуга
26 июня 1912 года калужане впервые наблюдали за авиационным полетом. Авиатор Александр Кузминский, кстати, внучатый племянник Льва Толтого, сделал над калужским ипподромом два круга на моноплане Луи Блерио. Кузминский был чиновником Кредитной канцелярии, но настолько увлекся полетами, что, вопреки желанию семьи, бросил службу и в 1910 году поехал в Париж, учился летному делу. Толстой, узнав о полете племянника, бросил печально известную фразу: «Люди не галки, им и нечего летать».
Циолковский полет Кузминского зафиксировал в своем дневнике, записав 27 июня 1912 года: «...Вчера Кузминский летал минуты 4... Дети видели. Я не ходил».
По воспоминаниям князя Константина Голицына, посмотреть на «летуна» собралась огромная толпа, пришли и первые лица города.


Недалеко от ипподрома находился Крестовский монастырь —
дом молитвы для калужан и проезжающих. Но такое соседство не мешало устраивать азартные скачки.



Часто на ипподроме проходили сельскохозяйственные выставки. У богатейшего помещика Николая Коншина
в Калуге был конезавод, где выращивались лошади английской и англо-арабской пород.
Цена на таких скакунов доходила до 1 500 рублей.
Коншин часто участвовал в выставках и скачках, брал призы и награды.



Калужский клуб любителей велосипедной езды иногда устраивал на ипподроме катания.
Газеты того времени писали, что «при отсутствии хороших мостовых,
велосипедные катания являются утомительными и вредными».


Автор: Татьяна СВЕТЛОВА. Фото из архивов Калужского областного краеведческого музея и «Калужского перекрестка».
Опубликовано: 20.08.2009 11:13 0 2374
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев