Ждать ли нам туристического бума?

Что мешает развитию въездного туризма в области и почему на этом не удается зарабатывать деньги? Корреспондент «Перекрестка» беседует с заместителем председателя рабочей группы по туризму минэкономразвития Виталием ГОРОХОВАТСКИМ.
15:04 28.08.2008
0 2909

Что мешает развитию въездного туризма в области и почему на этом не удается зарабатывать деньги? Корреспондент «Перекрестка» беседует с заместителем председателя рабочей группы по туризму минэкономразвития Виталием ГОРОХОВАТСКИМ.

Власть и бизнес должны стать партнерами
— Виталий Николаевич, известно, что уже во многих регионах въездной туризм является одним из основных источников пополнения бюджета. А у нас в области он развит слабо. Как вы считаете, почему это происходит?
— Для развития туризма власть должна создать выгодные условия. А это можно сделать следующим образом: инфраструктуру туризма (гостиницы, кемпинги, спортивно-оздоровительные комплексы, развлекательные заведения и др.) создавать как частные объекты, а за счет государства делать к ним базовую инфраструктуру (дороги, коммуникации, социальные объекты). В нашей области накоплен хороший опыт подготовки промышленных площадок и базовой инфраструктуры к ним. Его можно было бы перенести и в сферу туризма.
Кстати, подобный опыт уже имеется в других регионах. Например, в Тверской области создан самостоятельный орган — комитет по туризму области, а под эгидой агентства регионального развития создан механизм привлечения инвестиций в сферу туризма и мотивации инвесторов. Там разработан каталог инвестиционных возможностей и проектов в сфере туризма и целевая программа по возрождению тверских усадеб. Наверное, в Калужской области тоже можно разработать целевую программу, причем с привлечением внебюджетных источников для ее реализации, ведь иначе мы можем утратить уникальные объекты историко-культурного наследия, которые могут и должны быть существенным элементом инфраструктуры туризма.
В нашей области туризм на основе уникального историко-культурного наследия и природно-рекреационных ресурсов вполне способен стать стратегией устойчивого развития региона. Развитие туризма способствует увеличению объема инвестиций в экономику области, развитию смежных отраслей, увеличению валового регионального продукта, созданию новых рабочих мест, устойчивому развитию сельских территорий. У нас уже появились показательные примеры — Никола-Ленивец в Дзержинском и «Этномир» в Боровском районах, которые дали новый импульс развитию этих территорий. Они способствуют развитию народных промыслов, малого предпринимательства. Туризм может стать устойчивой базой для развития территории и со временем дать ей все необходимое.
Областная власть и местные администрации могли бы стать участниками-партнерами и оказывать поддержку таким проектам, проводя мероприятия по благоустройству этих территорий, подводя к ним все необходимые инженерные коммуникации, реализуя тем самым механизм частно-государственного партнерства.

Каждому району есть чем похвалиться
— То есть Калужская область может стать лидером в сфере въездного туризма среди других российских регионов?
— Конечно, и не просто занять достойное место, а стать одним из лидеров в ЦФО. Тем более, что у нас разработаны проекты создания мощных, перспективных туристических направлений.
Например, стратегический проект «Большое Золотое кольцо», включающий все соседние области вокруг столицы с их богатейшим ресурсным потенциалом и действительно образующий кольцо. Оно могло бы стать крупнейшим туристическим узлом России и, в свою очередь, создавать предпосылки для самостоятельного развития различных сегментов «Золотого кольца». Каждая из областей аналогично может дополнить этот проект какими-то своими уникальными брендами.
Например, калужский сегмент «Большого Золотого кольца», который получил название «Серебряная нить России», может быть сориентирован на культурно-познавательный, паломнический, культурно-деловой, водный, семейный, экстремальный, спортивный, корпоративный, сельский и другие виды туризма. В его рамки могли бы входить региональный культурно-туристско-рекреационный центр на базе усадебного комплекса «Ахлебинино» Перемышльского района, туристический комплекс «Золотой плес» и природный парк «Сергиевское» в Ферзиковском районе, парк развлечений «Тарусская сказка» и другие интересные культурно-исторические объекты. Маршруты по ним могут стать стратегическим направлением в сохранении и эффективном использовании объектов имеющегося у нас историко-культурного наследия.
Например, в том же Ахлебинине уже реализуется уникальный проект возрождения духа старинной дворянской усадьбы с манежем, с конюшнями, православным центром. В планах — организовать катание на корабликах по Оке, полеты на парапланах, воздушном шаре, на прудах поставить гостевые дома, восстановить церковь, народные промыслы. Можно создать отличную рекреационную зону для Калуги, которая уже в ближайшие годы значительно вырастет.
Таким образом, путем выделения в каждом муниципальном образовании туристско-рекреационной зоны, включенной в схему территориального планирования и развития малых городов, можно создать туристско-рекреационный кластер в социально-экономическом развитии региона. А уже на этой основе произвести региональное брендирование с выделением нескольких направлений. Ведь каждый район может сделать свой большой блок по туризму — и Таруса, и Козельск, и Перемышль, и Малоярославец, и другие. Просто они должны активнее вести эту работу.

По познавательным и развлекательным маршрутам
— А чем мы можем привлечь туристов к нам в область уже в ближайшее время?
— К продвижению туристического потенциала региона нужно подходить инновационно. А инновационный подход заключается в создании маршрутов и проектов, которые могли бы быть не только познавательными, но и увлекательными. Например, у нас есть задумка совместно с архитекторами из Никола-Ленивца устроить путешествие на плотах, которые участвовали в фестивале «Архстояние — 2008». Сейчас авторы со своими проектами находятся на биеннале в Венеции и достойно представляют калужский край на международном уровне. Поэтому мы договорились об осущест­влении нашего проекта в следующем году: плывем до Тарусы, а в лучшем случае — до Коломны. Проект обязательно привлечет к себе внимание.
Многие помнят старый фильм «Верные друзья» о путешествии по Москве-реке стариннх школьных товарищей. Можно по их примеру проплыть по Оке хотя бы до Тарусы — с приключениями, с остановками в усадьбах, раз в год устраивать такой праздник, организовывать фестиваль по ходу остановок.
А можно организовать на месте старинных усадеб поиск сокровищ, как в «Форте Байярд». Участники делятся на команды и едут, например, искать, в Бегичеве часы Пушкина, которые он там якобы потерял. Такие проекты будут интересны и участникам, и инвесторам.

Туризм вошел в число приоритетов
— Вы предполагаете, что реализация таких проектов в нашей области возможна?

— Недавно появилось специальное министерство туризма, спорта и молодежной политики, и это говорит о том, что туризм войдет в число приоритетов. И если есть понимание, что туризм — перспективное направление экономики, мне кажется, что в структуре нового министерства нужно создать дееспособное управление по туризму. Калуге необходима мощная структура в области туризма, которая могла бы направить все идеи в практическую плоскость.

Усадьба Панское в Малоярославецком районе может стать одним из туристических центров области.


кстати
Калужская область может принимать до 1 миллиона туристов в год.

справка «Перекрестка»
Калужская область располагает туристическими брендами российского и мирового значения — Боровск, Таруса, Полотняный Завод, ­Оптина Пустынь, национальный парк «Угра». На территории области расположено около 100 усадеб и парковых ­комплексов.

Автор: Андрей ГУСЕВ.
Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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
eyJpdiI6IkZrR0ljWVlUclVIdTh3NlA5Z1R6Y1E9PSIsInZhbHVlIjoiK1Y3ZCtmWGx1NXNuZ2tsMnhjaXNCY0JtMWswTFlLUHZNWlZWTThVU21URU1uZWsyNFVPWDlIWk8yR1p0MFRSZm1rQ2JZV1VVVCs1b3pEMUVxMHVDWkk0RG9HRGl2RlBoN0xHMFVacUVnb1BoYVNzZnhzMHhCaHZZZ0RCUGdrL0xDWmt4UUZVSkRoUS8wUzJndi9iRW5lYzBGRy9kVEY0Z2JhQkZhRHBtNm95Qk8weXhONW9MbUxqSysrS0NqQ0p3ZENiRjluWFBOT3F1R252dWdOb255ZE1NeEpwbzlLZ1B6aXlTQ3Y4SXovcEl3bWdDOUc1ckx0dHBob2Z2VkM3bHVTVTB1RG1oSmp6Wk1na055cnBFcjArbFZYM2t5ZjdURWxoNE9EK0haU1g1citEdWNtUFRrRWpmU2YxSm1BOVZlODZJWHd3UlhRWGwrK1N2N1MvL25aZ3RTbXB4NnZRUldtdmNZYTE3ZVpjSzI0OU4vVjFWQldWS2dWQk52RER5ZWNQM2ZGOURMb05UMHNITSthM2RtcGc5bWxaQkQ5cjJmV0pHaFNLQ2FST0trMmkrSHAvZ0N4Z3JkSDhPOGZrNCIsIm1hYyI6IjEwNGJhZTkyZGI0NzM5MWU2ZWMxYWQ3ZWNlYTc4ZTVjZjUyODI1ZjA1N2MwZDdjZTg1NjM4MmVlODczZGU2YjIiLCJ0YWciOiIifQ==