Кто убил начальника железнодорожного училища?

Опубликовано: 13.08.2008 09:02 0 3151

Загадочное преступление, всколыхнувшее сто лет назад весь город, так и осталось нераскрытым.

История смерти Павла Пономарева повергла обывателей в шок. Об этом происшествии судачили на каждом углу: сам он себя убил или помог кто? Сыщики установили, что начальник железнодорожного училища не был самоубийцей. Однако ответить на вопрос, кто виновен в его смерти, так и не смогли. 

«Он людей боялся»
— Странный он был человек, — показывала на допросе прислуга Пономаревых Агафья Черницкая. — Добрый, мягкий, но людей боялся. Бывало, если кто входит в комнату, где он один сидит, то барин обязательно встанет и в угол повернется.
— Дня за два до его смерти приходил к нам молодой человек лет 20, весь в черное одет. Я его раньше никогда не видела, — рассказывала кухарка Елизавета Степанова. — Вызвал барина, и они вдвоем минут 15 стояли у дверей, разговаривали. Я только слышала, как Павел Евгеньевич сказал: «Как бы взять отпуск?»

Барина смертельно ранили
— Я в день убийства (21 января) самовар для барыни подавала в десятом часу вечера, — показывала Агафья Черницкая. — Она мне сказала: «Иди, Ганя, спать ложись, барин придет скоро. Он пройтись решил в корпус, у него что-то голова сегодня дурная». А в час ночи Анна Гавриловна и надзирательница меня разбудили: «Барин пропал!»
Потом барыня сама в корпус ходила. Пришла вся заплаканная и стала звонить куда-то. Все причитала: «Не упал ли он где? Сочтут за пьяного. Не сделалось ли с ним чего дурного? Ведь был когда-то у него припадок».
Павла Пономарева нашли на следующий день утром недалеко от дома на Лабазной улице (ныне улица Первомайская). Он едва подавал признаки жизни. Пуля прошла через правый глаз. Револьвер, из которого стреляли в Пономарева, лежал у раненого на груди. Через час Павел Евгеньевич скончался.
В кармане у него нашли конверт с деньгами (100 рублей ассигнациями) и записку: «Сегодня – 100 рублей, а остальные – в субботу».
Сыщики выяснили, что начальник училища, обычно пунктуальный и щепетильный в расчетах, несколько месяцев назад стал расплачиваться с поставщиками продуктов для студенческой столовой весьма неаккуратно. С июня задолжал за мясо 260 рублей, за булки — 200 , а за масло — 220. Суммы по тем временам немалые.
В бумагах Пономарева нашли записку от Кавказского комитета: «Принести третий взнос 21-го числа» (день смерти начальника училища).
Сыщики подозревали в убийстве двоих человек. Первым был светлейший грузинский князь Александр Григорьевич, прибывший в Калугу 17 января и поселившийся на Воскресенской улице. Вторым — студент Московского технического училища Валентин Нестоянов. Оба обращали на себя внимание необычным внешним видом: носили длинные черные пальто и шарфы, обмотанные вокруг шеи, черные широкополые шляпы. Оба уехали из Калуги 24 января, спустя всего три дня после убийства. 
Ни одного из предполагаемых преступников так и не удалось найти.

«Награбим денег – пойдем в армию»
Вооруженное нападение на дом купца Никулина было совершено 3 ноября 1914 года. 
В 6 часов вечера в дом на улице Молотковской позвонили. Открывать пошла прислуга Полина.
— Я спросила: «Кто там?», — читаем в протоколе допроса. — Отвечают: «Пришел Константин Иванович Маслов». Это родной брат нашей хозяйки Марии Ивановны. Я дверь-то открыла, а рядом с калиткой стоят два молодых человека в масках. Пальто на одном надето с пуговицами — такие реалисты носят. Подошли они, и тот, что в штатском, повалил меня на землю. Стал душить. Другой в дом побежал. 
В одной из комнат в это время находилась жена купца Никулина, давно страдавшая тяжелой душевной болезнью.
Нападавший выхватил из-под полы топор и замахнулся на Марию Ивановну: «Указывай, где деньги находятся, а то убью!» Никулина бросилась в другую комнату, выскочила во двор и подбежала к цепному псу. Отвязав собаку, женщина вернулась, но грабители к тому времени уже успели скрыться.
Сыщики сразу поняли, что в доме купца действовали неопытные преступники, знающие семью и, возможно, вхожие в дом.
Подозрение пало на соседей. Напротив Никулиных жили крестьяне Пильковы. Мать и ее 18-летний сын Егор.
Женщины опознали нападавшего. Подельником Пилькова оказался бывший студент реального училища, сын помощника присяжного поверенного Аркадий Солнцев. Он неоднократно обкрадывал собственного отца, за вызывающее поведение был исключен из училища.
Сначала оба отпирались, говорили, что во время нападения гуляли вдвоем по Никитской улице, но потом все-таки во всем сознались.
— Я хотел поехать добровольцем на войну, но отец денег не дал, сказал: «Добровольцы все необходимое от казны получают», — сказал Солнцев. 
Столь благородный душевный порыв судей не растрогал. Подельники получили по заслугам.

Автор: Надежда ЮШИНА.
Опубликовано: 13.08.2008 09:02 0 3151
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев