Лариса Гриценко: «Следователь должен быть фантазером»

Опубликовано: 15.07.2008 14:49 0 8684

Главный прокурор-криминалист Калужской области рассказала нам о том, как хотела в детстве стать геологом, но поступила в юридический вуз, о том, почему в ее рабочем кабинете висит портрет Шерлока Холмса, и о том, чего ей стоило получение престижной юридической награды «Фемида».

Ларису Леонтьевну Гриценко называют легендой отечественной криминалистики. На ее счету сотни раскрытых тяжких преступлений. Впрочем, она совсем не похожа на тех суровых прокуроров, которых обычно показывают в детективных сериалах. Очень жизнерадостная, обаятельная, потрясающий рассказчик. Коллеги зовут Гриценко просто — Леонтьевна. Кстати, не только коллеги. Ларису Леонтьевну так называют и некоторые ее «клиенты». Наверное, потому, что в каждом из них она прежде всего старается видеть человека.

Студентка и грузчик по совместительству
— Лариса Леонтьевна, а почему в вашем кабинете висит портрет Шерлока Холмса? 
— Наверное, потому, что мы с ним вроде как коллеги. Он тоже ведь в какой-то степени был криминалистом. 
— А в детстве вы мечтали работать в прокуратуре?
— Нет, в детстве я хотела стать геологом. Но после школы поступила в техникум электронных приборов, поработала в промышленности. Потом устроилась на работу в колонию усиленного режима. Работы было очень много, отпуска не давали. Вот тогда мой начальник мне и говорит: «Там прокуратура абитуриентов в Харьковский юридический набирает. Съезди. Завалишься, но хоть отдохнешь». Я пошла в прокуратуру, сдала документы, поехала в Харьков и неожиданно для всех и себя поступила. 
Вообще, мне тяжело тогда было. Мне ведь никто не помогал. Поэтому ночью я работала грузчиком на авиационном заводе, таскала лопасти самолетов. Зато мне платили каждую неделю 25 рублей и еще бутылку молока каждый день давали.

Боевое крещение
— А вы помните самое первое свое дело?
— Да, помню. Это было в 1976 году. На Оке столкнулись моторная лодка и теплоход. Когда мы приехали на место происшествия и я увидела три агонизирующих окровавленных тела, то настолько обезумела от страха, что забыла о главном следственном деле — провести осмотр места происшествия. Я до сих пор вида живой крови боюсь, могу даже потерять сознание.
— А какое дело было самым сложным?
— Таких дел много. Помню, в начале 80-х годов, чтобы раскрыть убийство и установить преступника, мне пришлось взять образцы крови у трех с половиной тысяч подозреваемых! Примерно тогда же я в течение 12 лет охотилась за маньяком. Все это время у нас сохранялась его сперма, которую мы брали у потерпевших женщин. Помочь установить личность преступника могла только генная экспертиза. Но тогда ее делали только в ГДР. Случайно я узнала о том, что в МВД есть две женщины-специалиста, которые как раз собираются защититься по генной экспертизе. Я помчалась к ним, добилась у министра МВД разрешения на проведение экспертизы. И благодаря этому нам удалось поймать преступника и посадить его.

Разносторонняя профессия 
— Каждое дело, будь то хозяйственное или бухгалтерское, следователь должен знать даже больше, чем те люди, которые не один десяток лет в своей профессии проработали, — убеждена Лариса Гриценко. — Только так можно уличить подозреваемого в том, что он сделал что-то неправильно, не по закону. Помню, впервые в жизни мне дали хозяйственное дело. Оно было связано со строительством. Вызвала на допрос подозреваемого. Задаю вопросы, а сама даже толком не знаю, как правильно называются документы, проходящие по делу. Сразу после допроса взяла бумаги и помчалась к своему дяде, он в то время был начальником финансового управления области. И он всю ночь посвящал меня в тонкости строительной профессии. И когда я на следующий день снова вызвала к себе этого строителя и стала его повторно допрашивать, он очень удивился и спросил: «А чего ж вы вчера дурой прикидывались?» Так что следователь — это удивительно разносторонняя профессия. 
— А какими еще качествами должен обладать следователь? 
— Он должен быть немного фантазером. Например, когда следователь приезжает на место преступления и видит убиенного, то он должен уметь воспроизвести, как все это произошло. Дофантазировать. Мы называем это — смоделировать.
 
«Преступники пишут мне письма»
— В фильмах часто показывают, как преступники, отсидев срок и выйдя на свободу, начинают мстить прокурорам, из-за которых они сели в тюрьму. У вас были такие ситуации? 
— Нет, у меня как раз наоборот. В советские времена мои «клиенты» после освобождения приходили ко мне, и я бегала к директорам заводов, чтобы помочь им найти работу. А еще мои «клиенты» часто пишут мне письма. 
— А почему именно вам?
— Потому что часто им просто больше некому писать. Мы однажды задерживали паренька в день его рождения. Перед задержанием я сходила в магазин, купила торт, поздравила его, и только потом уже мы его арестовали. А он заплакал и сказал: «Меня первый раз в жизни поздравили с днем рождения». Я убеждена: в каждом преступнике надо видеть человека.

Служебный роман
— Как ваша семья относится к тому, что вас постоянно нет дома?
— Мой муж очень хорошо понимает специфику моей профессии, потому что в прошлом он оперативный работник уголовного розыска. Мы, кстати, познакомились с ним на работе. У меня украли магнитофон, при помощи которого я записывала показания одной потерпевшей. Пошла за помощью в уголовный розыск. А там как раз мой будущий муж — Юрий Миронович Чижов — дежурил. Я ему говорю: «Помогите найти вора. Если найдете, я за вас замуж выйду». Через две недели Юрий Миронович принес мне мой магнитофон и напомнил о моем обещании. Вот так мы и поженились, — смеется Лариса Леонтьевна.

«Я ненавижу свою награду» 
— Вы являетесь обладателем награды «Фемида». Что это за награда?
— Это Международная юридическая награда. Я получила ее в 1997 году. Но мне она вышла боком. Я ненавижу свою награду, — неожиданно признается Лариса Леонтьевна. — Тогдашнее руководство прокуратуры очень обиделось, что не их наградили, а меня. Я после этого за год перенесла шесть проверок. Два года мне запрещали выезжать на место происшествия, потому что начальство считало, что я себе там славу зарабатываю. Приходилось ездить украдкой. Это было ужасно. Поэтому я не люблю эту награду. Для меня гораздо важнее, когда приезжаешь, а твой руководитель говорит: «Молодец, хорошо сработала!»

досье «Перекрестка»
Лариса Леонтьевна Гриценко родилась в Калуге.
Выпускница Харьковского юридического института.
В органах прокуратуры отработала 32 года, старший советник юстиции.
Руководит отделом криминалистики Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Калужской области.
Замужем, есть взрослые сын и дочь, трое внуков.

Автор: Оксана КОЛОСОВА.
Опубликовано: 15.07.2008 14:49 0 8684
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев