Суббота, 17 августа
$ 66.00 0.11
73.22 0.23
Данный ресурс может содержать материалы 18+

Фонари в Калуге появились на 100 лет раньше асфальта

16.10.2007 15:19 0 1994

Калуга, улица Косьмодемианская (ныне Суворова)

Пыль столбом
Проблемы с дорогами в нашем городе были всегда. Раньше основные дороги мостили деревянными досками, а про остальные – и говорить нечего: они покрывались известняком, или же на них просто не было никакого покрытия. Камнем отделывали только проезжую часть, потому что она должна была выдержать более серьезные нагрузки. Каменные улицы были для провинциального города непозволительной роскошью. 1 квадратный метр булыжной мостовой стоил 66 копеек. Деревянные мостовые быстро приходили в негодность: доски чернели, ломались и гнили, а от известняка пыль в городе стояла столбом.
В 1890 году калужский полицмейстер Трояновский объезжал город и пришел в ужас от состояния дорог. Он тут же написал частным приставам письмо: «Я был глубоко возмущен отсутствием всякого надзора за нашим захолустьем… Все немощеные улицы:  Зеленая, Хроповская, Аптекарская, Пятницкая, Солдатская и другие — стали невозможны не только для пешехода, но и для извозчиков, да и для телег небезопасны. Они сплошь изрыты свиньями, которые бродят стадами, а коровы пасутся между ними, растаптывая грязь. Все помои и отбросы выливаются прямо на середину улицы безо всякого стеснения. Предписываю в самый кратчайший срок доставить мне списки всех домовладельцев, содержащих свиней, и предложить им немедленно все улицы заровнять и закатать катком в недельный срок. А если свиньи будут бродить по-прежнему – привлечь к законной ответственности».
Первой заасфальтировали улицу Московскую, до этого она была покрыта известняком, и прохожим приходилось потом долго очищать свою одежду от белой пыли.

Тумбы для лошадей
Общая площадь городских тротуаров в Калуге тогда составляла 145 километров.
Проезжую часть от пешеходной отделяли небольшие столбики и фонари. Столбики назывались тумбами, были они сделаны из дерева и служили для того, чтобы к ним извозчики привязывали лошадей. Возле богатых особняков Золотаревых, Чистоклетовых эти тумбы были чугунные.

Улицы, залитые маслом
Освещать вечерние улицы в Калуге начали с 1778 года. Сначала фонари были масляными и крепились с боку столба, потому что масло горело и капало. В итоге под столбами появлялись жирные лужи. К 1804 году таких фонарей в городе насчитывалось около трехсот. Несмотря на все неудобство использования таких фонарей, они продержались в нашем городе до середины XIX века.

Фонари зажигали дворники
В 1856 году 250 из 400 калужских фонарей стали заправляться спирто-скипидарной жидкостью. А затем им на смену пришли керосиновые лампы. Эти лампы закрывались стеклянным плафоном, в котором была сделана специальная дверца. Фонари зажигали дворники. И если на улице уже стемнело, а фонари так и не горят, значит, дворник запил. Однако за работой дворников строго следили. Чиновники городской управы, как только начинало темнеть, садились в пролетку и  разъезжали по городу, следя за своевременностью зажжения фонарей. Поэтому каждый дворник  старался успеть выполнить свою работу, иначе он мог лишиться места.

Да будет свет!
В конце XIX века в Калуге было и настоящее электричество, правда, дома, где горела лампочка, можно было по пальцам пересчитать. Автономные динамо, вырабатывающие электричество, тарахтели в доме городского головы Ципулина на Казанской улице, в магазине купца Угарова на Никитской, в доме Кеник на Садовой и в горуправе. В 1912 году  на центральной улице – Садовой — построили здание электростанции. В городе повесили 78 фонарей и 635 лампочек накаливания. Ярко засверкал городской сад, здесь появилась единственная в городе иллюминационная гирлянда. Дворники обрадовались: работы у них заметно поубавилось.
Татьяна Светлова.
Фото из частных коллекций калужан.

При подготовке материала была использована книга Евгения Фридгельма «Калуга и калужане: Быт и нравы жителей губернского города конца XIX — начала XX вв.»

Автор: Vik

Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter



Лента настроения новости

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на стрелку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 


Комментарии читателей

загрузка комментариев

Самая полная афиша Калуги

Уважаемые читатели, а какой вариант преобразования Окской железной дороги выбираете вы? 
 
Первый - дорога для машин
551
Второй - зелёная зона
452
Третий - и дорога, и зелёная зона
577
У меня другой вариант, напишу в комментариях
31
Всего проголосовало: 1611

Место проведения мероприятия:

Время проведения мероприятия:

Описание мероприятия:

Ваши контактные данные (на сайте не показываются, используются для уточнения деталей события):


  Все поля обязательны для заполнения.