Гарри АЗАТОВ: "Кадров для оркестра теперь в городе мало"

Опубликовано: 04.07.2007 14:35 0 5854


Правда, встреча происходила не в квартире, а в Доме музыки. Азатов считает, что, если бы в городе не было камерного оркестра, не было бы и такого дома.
Пришло время отдачи
Гарри Владимирович, если говорить о каких-то предварительных итогах существования оркестра, каковы они?
— Говорят, когда дирижер приходит в оркестр, первые пять лет он отдает ему, а потом начинает давать отдачу сам оркестр. Я, когда пришел сюда, сказал музыкантам, что через десять лет они будут играть близко к тексту. Так и получилось. Я начинаю от оркестра что-то получать взамен вложенных сил.
У нас сложился неплохой коллектив. Я переехал в Калугу в 1994 году. Вначале думал заняться живописью. Но меня попросили сделать программу с музыкантами из музучилища. Когда начали работать, я узнал, что половина музыкантов здесь с московской консерваторской школой. Мне стало обидно, что им негде показывать в городе, как они умеют играть. Собственно, тогда и появилась идея создать нечто подобное теперешнему коллективу. Хорошо, что городские власти ее поддержали.

Оркестр — это ответственность
— Правда, кадров для оркестра теперь в городе мало, — сетует Гарри Владимирович. — Старая гвардия движется к пенсии, а более молодые люди с музыкальным образованием предпочитают работать менеджерами. В оркестре ведь очень много ответственности: во-первых, выучить текст, во-вторых, прилично выглядеть, а в-третьих, просто иметь смелость выйти на сцену и правильно сыграть свою партию. Хотя, должен заметить, за свою зарплату нам теперь не так совестно, как раньше. Конечно, мы не получаем столько, сколько те же менеджеры, но, по меньшей мере, не так стыдно перед собой.
—  О каких-то подарках для оркестра к юбилею мечтаете?
— Мечтаю о клавесине для оркестра и тембрально одинаковых инструментах. Тогда оркестр совсем по-другому зазвучит, у него  появится  более  ровный звук. Было бы идеально посадить музыкантов за такие инструменты мастеров какой-нибудь известной   школы.   Возможно, эти надежды когда-нибудь и осуществятся.
Таланты и поклонники
— Поклонники у оркестра за 10 лет в городе появились?
— Да, публика сформировалась, и это очень важно. К этому способу музицирования 10 лет назад в Калуге еще не привыкли. А сейчас у нас появились поклонники, друзья и даже спонсоры. Мы, конечно, стадионов не собираем. Это правильно, так и должно быть.
А какой ваш зритель?
— Я всех зрителей делю на две категории. Допустим, приехал я отдыхать на природу, а я нашу природу очень люблю.  Рядом несколько компаний гуляют. Одна компания отдохнула и после себя мусор оставила. А другие после себя все убрали. Те, которые намусорили, на наш концерт не придут.
Конечно, это дело вкуса. Но мы обязаны показывать человеку альтернативу, существование чего-то другого. Того, что он по каким-то причинам не знает. Очень часто бывает: человек приходит на наш концерт первый раз. А потом говорит, что будет ходить на каждый.

У дирижера не может быть пристрастий
— Гарри Владимирович, давайте поговорим о ваших собственных      художественных пристрастиях. Есть ли у вас любимые авторы в музыке, литературе, кино?
—  Вы знаете, вопрос о любимом композиторе, который часто задают журналисты,  взрывает меня, как бомба. Это все равно, если спросить фотографа об одной любимой  фотографии  из сотни снятых, а у писателя — о единственной книге из десятка написанных. Как в анекдоте о двух милиционерах. Они идут на день рождения к третьему и думают, что ему подарить. По пути стоит книжный магазин, на нем надпись: «Книга — лучший подарок». Один спрашивает другого: «Может, книгу подарим?» Тот отвечает: «Нет, книга у него уже есть».
У меня нет и любимой музыки по мироощущению. Если у дирижера есть любимые произведения, то он не имеет права им
быть. Он должен любить практически все. Если музыка выдержала проверку временем, а до него не дошла, то дело не в музыке, а в самом дирижере. Среди коллег мне многие нравятся, но эталона для подражания нет.
—  Хорошо, но музыку вы в свободное время слушаете, кино смотрите, книги читаете?
—  А у меня нет свободного времени. С музыкой на отдыхе у меня взаимоотношения складываются как в известном анекдоте. Приезжает проститутка на курорт, и все удивляются, что она ни с кем знакомств не заводит. Выясняется потом, что она отдыхать приехала, а не работать.
Телевизор смотрю редко. Фильмы предпочитаю легкие, но не сериалы. А книгу сейчас читаю о спиваковском оркестре…
—  Видно, вы анекдоты любите?
— Да. Я по умению рассказывать анекдоты принимал артистов на работу, когда был режиссером в Саратове.
На музыку заказов нет
— Мы знаем, что вы сами пишете музыку. Над чем сейчас работаете?
— Я почти перестал писать музыку. Заказов на нее нет.
— Как так?
— Музыкальная история показывает, что вся приличная музыка на-
писана на заказ. Практически весь Бах, «Реквием» Моцарта, «Аида» Верди. Примеров слишком много. А востребован я сейчас в большей степени как аранжировщик.

Наша справка

Гарри Владимирович АЗАТОВ — композитор, дирижер, художник. В феврале отметил 50-летие.
Учился в Саратовской консерватории, там же работал после ее окончания.
Первый раз попал в Калугу после окончания консерватории, но потом снова перераспределился в Саратов и лишь спустя несколько десятков лет вернулся в наш город.
До работы в камерном оркестре поставил несколько спектаклей в театре кукол.
Дома многое сделал своими руками, даже мебель.
Любит готовить. В конце каждого сезона угощает музыкантов шашлыками.
Любимый стиль — классика. Считает ее проявлением хорошего вкуса.
У Гарри Азатова трое детей. Старшая дочь живет в Саратове. Сын Роман организовал группу в Калуге. Младшей дочке недавно исполнилось 2 месяца.
В гостях побывал Андрей ГУСЕВ.
Фото Георгия ОРЛОВА,
предоставлены журналом
«Шоппинг - Калуга».

Автор: Пользователь
Опубликовано: 04.07.2007 14:35 0 5854
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев