Александр ПАШИН: «Я - главный судья над самим собою»

То, чем всю жизнь занимается известный калужский фотохудожник Александр Николаевич ПАШИН, не приносит больших доходов. Впрочем, искусство за деньги не бывает. Этими мыслями и делится Александр Николаевич.

14:22 04.07.2007
0 5891


Искусство или ремесло?
— Я не ставил никогда своей целью заниматься именно творчеством, стать известным. Просто удачно сложились обстоятельства. Можно сказать, дело само меня нашло. Словосочетание «любимая профессия» я воспринимаю как органичную часть своей жизни. А слова типа «фотохудожник» считаю слишком высокопарными. Их раздают сейчас направо и налево. Сделал человек выставку—и уже его окрестили «фотомастером», «фотохудожником». Видимо, просто потому, что фотовыставки для Калуги слишком редки.
Каждый, кто занимается творчеством, обязан сохранять в себе творческое начало, свежесть восприятия, взыскательность к себе. Иначе это будет не искусство, а ремесло.
Дорогого стоит творческая свобода, к ней я шел много лет. Я — фотожурналист, который почти 40 лет проработал в газете. Работа моя бессрочна, буду фотографировать до тех пор, пока буду передвигаться. При-
мером для себя могу считать Михаила Ивановича Савина, который всю жизнь отдал журналу «Огонек». Когда мне довелось с ним встретиться, ему было уже 90 лет, но, несмотря на года, человек не переставал считать себя «огоньковцем», журналистом, и к нему все обращались как к специалисту.

С другой стороны
В детстве Александр Николаевич мечтал стать геологом или краеведом. Кстати, страсть к путешествиям осталась у него и сегодня. До сих пор он помнит свои детские впечатления, когда, еще учась в школе, ездил с классом на Урал смотреть минералы, драгоценные камни, заповедники. В юности много
ходили в походы по Калужской области, где, само собой, хотелось все запечатлеть. Причем так, чтобы это было интересно не только себе, но и другим. В зрелом возрасте уже путешествовал на лодках, велосипедах.
—  Было однажды, мы с другом проехались на велосипедах по городам: Таруса, Тула, Ясная поляна, Оптина Пустынь и так далее — всего более 500 километров, — вспоминает Александр Николаевич.  — Везде, конечно, приятно было фотографировать на память. Путешествие для меня не самоцель, а средство запечатлеть интересные моменты жизни. Любимым местом, куда всегда тянет, были и остались Пушкинские горы.

Рабочие моменты
Потом — армия, работа фрезеровщиком на заводе, затем фотографом по рекламе в «Гор-промторге» и секретарем комсомольской           организации, внештатная работа в молодежной газете «Молодой ленинец», в областной газете «Знамя». Фотография стала уже не увлечением, а работой. Что характерно: всегда спорил с ответственным секретарем редакции, какую фотографию из отснятого материала поставить в номер. У каждой из сторон на этот счет была своя точка зрения, но Пашин всегда побеждал на этом «ринге».
— Я рад, что сейчас далек от газетной суеты. Но очень обидно, что фоторепортер в региональной газете — всегда изгой. Ему пишущий журналист, редактор указывают, что снимать, как надо снимать, а он, как подмастерье, только исполняй. А сейчас, на мой взгляд, наступили худшие времена для фотокорреспондентов. Беда изданий в том, что фотографии не уделяется должного внимания, а ведь она  способна  порой  сказать больше, чем текст. Все газеты и журналы заполнены рекламой, в которой, как правило, ужасные иллюстрации. Но, я думаю, что со временем новое поколение не ремесленников, а мастеров фотодела выпестуется, потому как читатель устанет смотреть на этот кошмар.

Личное
На вопрос, как относятся близкие к роду занятий Александра, ответом была пауза... После некоторого замешательства мой собеседник ответил:
— А как они должны относиться? Жена восприняла как должное, потому как я женился уже будучи фотокором много лет. Вот, правда, мама первые годы была не в восторге. Говорила, куда ты, застенчивый такой! Это сейчас уже как-то притерпелись, а так… Ну какой из меня семьянин? Я глубоко погружен в профессию, не умею зарабатывать деньги, никогда не умел просить, хотя много раз такая возможность была. Ведь часто приходилось фотографировать влиятельных людей, и это еще в то время, когда любой мало-мальски причастный к «верхушке» человек, образно говоря, тот же парикмахер собачки жены партийного секретаря мог выпросить квартиру у «хозяина». А я не мог даже попытаться. Ну человек я такой, что поделать. А человек не может быть хорош со всех сторон.

О выставке
— Фоторепортер, в отличие от фотографа, следует за событием, делает живой репортаж и редко снимает статичную «картинку». А уж как показать событие — это проблема таланта.
В прошедшее воскресенье открылась выставка моих работ, приуроченная к юбилею. Окончательное название получилось «Мгновения длиною в жизнь». Я считаю, что 60 лет — это повод не только для подведения итогов, но и для нового рывка.
Я возьму на себя смелость сказать, что выставка эта уникальна. Она подготовлена на основе многолетнего архива — газетных материалов, календарей, опубликованных ранее книг. Приходилось выбирать крупицы золотого песка из тонн руды. При подготовке я ни с кем не советовался, потому как считаю, что фотография не является предметом критики.
Особенность ее в том, что она, как умная женщина, с годами становится все интереснее. Когда смотришь на старые фотографии, как будто заглядываешь в прошлое, это как машина времени. Человек, не лишенный фантазии, может многое увидеть. Есть у меня еще одна серьезная задумка, которую буду осуществлять осенью. Раскрывать замысел пока не буду, боюсь, что узнают конкуренты.
Юлия ЛАПЫГИНА.
Фото Николая НИЗОВА из архива Александра ПАШИНА.

Автор: Пользователь
Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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