Драйвер роста

Опубликовано: 01.07.2008 11:43 0 3230

Калужская область наряду с Саратовской и Республикой Саха (Якутия) вошла в число трех пилотных регионов по реализации проекта Евросоюза (ЕС) по развитию финансовых рынков и поддержке государственной политики, направленной на повышение конкурентоспособности российской экономики. 

Бенефициаром проекта ЕС выступило МЭРТ РФ. Проект реализуется консорциумом под руководством Фонда сберегательных касс Германии по международному сотрудничеству. Члены консорциума — Фонд CUOA (Университетский центр организации предпринимательской деятельности), ведущая бизнес-школа Италии, и Российская академия государственной службы при президенте РФ. 
В начале июня в Калуге состоялся «круглый стол» по взаимодействию региональных и федеральных институтов развития, формированию кластеров и управлению ими, развитию частно-государственного партнерства и финансового посредничества. 
По мнению руководителя группы проекта развития финансовых рынков ЕС Криса Томаса, Калуга выбрана в качестве пилотного региона в первую очередь из-за показательного экономического развития и готовности местной власти делиться своим положительным опытом.
За первый квартал 2008 года по темпам роста промышленного производства калужский регион вышел на первое место по стране (40% против 6% в целом по регионам). 
— Калужская область за последние годы — активно развивающийся регион в плане инноваций и новых экономических подходов, — отметил министр экономического развития Калужской области Владимир Климов. — Мы одними из первых в стране строим свое развитие на основе индустриальных парков как опережающего инструмента по созданию площадки и передаче ее инвестору. Следующий этап — создание территориальных кластеров. В первую очередь автомобильного и строительных материалов. На смену устаревшим подходам должны прийти новые технологии управления региональным развитием. Одной из таких технологий является кластерный подход, основанный на преодолении узкого отраслевого видения экономики региона и переходе к комплексному использованию потенциала развития. 
— Мы намерены активно использовать кластерный подход как один из эффективных инструментов регионального развития, — отметил Александр Воротников, начальник отдела координационной работы с регионами и информационного обеспечения департамента территориального развития МЭРТ РФ. Министерство уже разработало концепцию кластерной политики РФ как непременного элемента инновационной экономики. При «территориально-отраслевом» подходе наибольшее развитие получают три основных преимущества кластеров: производственный подъем, образование инвестиционных ниш и самоорганизация вокруг них всех форм бизнеса. Согласно классическому определению, кластеры — это географическая концентрация специализированных в определенных отраслях взаимосвязанных компаний, поставщиков, провайдеров услуг, фирм смежных отраслей, которые конкурируют между собой, но в то же время кооперируются. В небольших странах кластеризация проходит легче ввиду наглядности имеющихся ресурсов, силами одних малых предприятий без привлечения крупного бизнеса. Это соответствует «маршалловой модели», получившей развитие, например, в Италии. Там значительную роль играют ассоциации предпринимателей. Итальянцы, кстати, создали вначале промышленные районы, подобные елабужским, на базе которых возникли особые экономические зоны.«Шотландская модель», напротив, подразумевает концентрацию малых предприятий вокруг крупных производств. «Кластеры формируют 60% ВВП США. У нас же ситуация пока неудовлетворительная, не считая тех немногих регионов, которые на свой страх и риск приступили к реализации кластерной политики. Для примера: создаются автомобильные кластеры в Калуге и Санкт-Петербурге», — подчеркнул Александр Воротников.
Семь потенциальных кластеров, формирующихся в калужском регионе, назвал Дмитрий Аганичев, начальник управления государственного планирования минэкономразвития Калужской области: автостроительный; биотехнологии и фармацевтики; туристско-рекреационный; транс­порт­но-логистический; агропищевой; жизнеобеспечения и развития среды. По его словам, региональное минэкономразвития сегодня разрабатывает проект долгосрочной стратегии региона на 20-25 лет вперед. Основные стратегические приоритеты — развитие человеческого потенциала, обеспечение лидерства в сфере науки и инноваций, создание «экономики знаний», модернизация транспорта и энергетики на прорывных технологиях, перенос акцента с индустриального на социально-культурное развитие, создание качественной среды проживания в регионе. Активное развитие получит потенциал малых и средних инновационных и консалтинговых компаний. 
— Кластер — это не только две или три крупные фирмы. Peugeot Citroen и Volkswagen — большие деревья в калужском кластерном парке, а вокруг вырастет много цветов — небольших компаний малого и среднего бизнеса, за которыми нужен особый уход, — подчеркнул Фердинанд Фельдген, заместитель директора фонда сберегательных банков Германии. — Первоочередная задача — помощь в финансировании малого и среднего бизнеса.
Инновационное развитие требует не только финансирования, но и решения проблемы налогообложения. «Налог на прибыль должна платить каждая компания, — говорит Рахимджан Розиев, директор обнинского ООО «НПП Медбиофарм». — Необходимо вкладывать средства в инновации и одновременно показывать налог на прибыль. Вторая проблема — сам механизм привлечения инвестиций. Договор займа — пока единственный вариант. С точки зрения малого бизнеса для компаний, занимающихся инновационной деятельностью, необходима оптимизация налогообложения, или так называемые «налоговые каникулы».

Налаженные связи
- Для Калужской области все более актуальна кластерная модель развития экономики. За последние несколько лет совершен качественный прорыв в инвестиционном развитии региона. Если раньше, когда приходил инвестор, мы были готовы интегрировать его в нашу область, то теперь пришло понимание того, что экономика может развиваться только в рамках хорошо представленного бизнес–сообщества, имеющего налаженные связи. Именно это и есть кластер. 
На территории калужского региона происходит формирование автомобильного кластера. Формирования полноценного кластера можно достичь лишь одним способом — размещением наукоемких предприятий, которые будут поставлять автокомпоненты. Причем предприятия должны участвовать не только в производстве, но так же и в их разработке для глобального рынка. 
Построение кластера подразумевает выстраивание цепочки от конструкторского бюро до сборочного цеха. По сути дела, необходима интеграция двух кластеров, которые будут развиваться на территории области: автомобильного и инновационного. Одной из важнейших задач для нашего региона является развитие местных производителей, которые будут участвовать не только в производственной цепочке, но и в инновационной деятельности общемирового автомобильного рынка.
Сергей Муляр, директор ГУ «Агентство регионального развития Калужской области»


Автор: Алексей УРУСОВ.
Опубликовано: 01.07.2008 11:43 0 3230
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев