После Калуги Артемий Троицкий петь не будет
Известный московский теле- и радиоведущий, музыкальный критик и шоумен
выступил со «Звуками МУ» и рассказал нашему корреспонденту, как кризис
бьет по попсе.
На прошлой неделе в клубе «Жара» состоялся концерт одного из самых необычных коллективов советской рок-сцены группы - «Звуки МУ».
Клубная сцена как нельзя лучше подошла для Артемия Троицкого, Александра Липницкого, Алексея Бортничука, Алексея Павлова, Павла Хотина, Алекандра «Фагота» Александрова, Василия Шумова и калужской группы «Почтальоны Нобеля». Все вместе они показали первоклассный концерт, совершенно не калужский и очень заводной по духу. Не было только Петра Мамонова, который, по словам Александра Липницкого, уже лет восемь не занимается музыкальным творчеством.
Когда зрителей начали запускать в зал «Жары», на сцене заканчивали репетицию музыканты.
- Ребята, идет же саунд-чек, это ре-пе-ти-ци-я. Интимный процесс. Я бы зрителей выдворил из зала, - как бы всерьез возмущался Артемий Троицкий.
Но зрители в зале, конечно же, остались. Правда, в начале выступления москвичей одного особо восторженного фаната по просьбе Троицкого охранники отвели от сцены.
- На места для поцелуев его отведите, - прокомментировал Троицкий. - Пусть его кто-нибудь там поцелует.
На сцене музыкальный критик, ди-джей и главный редактор русской версии «Плейбоя» держался уверенно. Он сразу пояснил:
- Если лидер группы «Звуки МУ» Петр Мамонов петь не умел и пел плохо, то я не умею петь вообще.
Он старательно исполнял песни "Звуков МУ", в чем-то даже копируя Петра Мамонова, иногда сверяясь с текстами на пюпитре.
Несколько раз Троицкий отпустил шутки по поводу Калуги.
- Смотрели фильм «Стиляги»? – обратился он к залу. – Стиляги песен не писали. Они сочиняли частушки. И во многих из них фигурирует Калуга. Например, «Москва, Калуга, Лос-АнджелОс объединились в один колхоз» или «От Москвы и до Калуги все танцуют буги-вуги».
- Концерт был очень симпатичным, - так отозвался Троицкий о вечере в клубе на следующий день. Выяснилось, что калужане увидели абсолютно эксклюзивное зрелище:
- Я принял для себя твердое решение, что концерт проекта «отЗвуки МУ» в Калуге был для меня последним. Я решил, что хватит с меня этого трэша.
Артемий Троицкий пояснил:
- Я живу спокойной буржуазной жизнью и прекрасно себя чувствую. А тут вдруг попадаю в атмосферу, царившую в музыкальной среде 80-х годов, в которой, несмотря на свою адекватность, чувствую себя не слишком комфортно. Я никогда не хотел быть музыкантом, я никогда не хотел вплывать в вонючий омут музыкантской жизни. Я люблю музыку платонически.
А на вопрос, зачем ему это было нужно, ответил:
- Это мои друзья, люди, с которыми меня что-то связывает в далеком прошлом.
Журналистов интересовало и отношение Троицкого к русским рок-группам, поющим на английском языке, которых в последнее время появилось немало.
- Петь по-английски сильно облегчает задачу музыкантам, - говорит Троицкий. - Потому что можно спеть одно матерное слово, которое все понимают, и дальше петь неважно о чем. Но я думаю, что сейчас в связи с кризисом музыка должна стать более сердитой и, может быть, группы снова вспомнят про русский язык, про месседж, про политическую и злободневную ориентацию рока, чем были знамениты наши восьмидесятые годы.
Задали Троицкому и вопрос, какое впечатление на него произвело выступление калужской группы «Почтальоны Нобеля», которая открывала концерт.
- Очень симпатичная группа, - ответил Артемий Троицкий. - Мне понравилось и что они играют, и как они выглядят. Я думаю, что в нашей стране этой группе делать нечего, они играют не русский рок, и я не вполне ее представляю в контексте, скажем, нашей федеральной музыкальной жизни. С другой стороны, поскольку у группы вполне убедительно получается то, что они делают, я думаю, что в Москве они вполне могли бы гастролировать: у нас много клубов, и англоязычная музыка имеет успех. Ей надо, на мой взгляд, активнее разворачиваться в Интернете и создавать международную фэновую базу. Помимо русской и западной есть гигантская виртуальная сцена. Группы, которые живут вовсе не в столицах, благодаря Интернету становятся очень популярны в глобальном масштабе.
- Уже очень важное явление произошло – раз в 10 сократилось количество заказных концертов и корпоративов. Это выбивает почву из-под ног у фабрик звезд, сливок, рефлексов и прочих. Эти убогие фанерные артисты жили за счет шальных корпоративных денег. Сейчас этого уже нет. Но, к сожалению, у попсы осталась медийная база: Первый канал, второй канал и все прочие культурофашисты. Они, конечно, еще долго будут показывать все это. Но все равно люди, по-настоящему ушлые, попсой заниматься теперь не будут, потому что она уже таких больших денег, как раньше, не принесет. Во время ноябрьско-декабрьского чеса Филипп Киркоров, Сергей Шнуров. Максим Галкин и прочие зарабатывали по 2-3 миллиона долларов. Если считать, что за концерт они получали по 40-50 тысяч долларов и нередко у них было по три выступления за вечер, то нетрудно произвести арифметические подсчеты – это очень серьезные деньги. Такие деньги Мадонне и Элтон Джону не снились, потому что Мадонна чесом по корпоративам не занимается.
В музыке образовался вакуум, он должен чем-то заполняться. Пока он ничем не заполнился, поскольку весь январь страна пьянствовала. Посмотрим, что будет весной. Но я считаю, что место попсы андеграунд не займет, это совсем разные поляны. И, например, группу «Барто» никогда по телевидению показывать не будут. Но если вместо Жасмин будет какая-то качественная симпатичная новая Жанна Агузарова, это было бы очень хорошо.
Ну, а с андеграундом у нас все в порядке. Есть реально актуальные артисты, но их могло бы быть больше.
- Музыкальная критика имела значение раньше, когда сама музыка имела значение. Когда сегодня серьезно обсуждается конкурс "Евровидение", о какой музыкальной критике может идти речь?
Я давно ничего не пишу, книги, которые выходят, - это то, что я написал в 80-90 годы. Мне нравится вести радиопередачи, в которые я пытаюсь втиснуть максимум интересной музыки, поддерживать молодые таланты. Поэтому я выпускаю пластинки для радикальной музыкальной публики.