Быстро восстановить «Старый город» не получится

Опубликовано: 20.02.2013 10:48 0 3073
Государственных денег не хватит для того, чтобы отреставрировать и привести в порядок все имеющиеся в Калуге памятники. Здесь не обойтись без частных пожертвований и взносов.

Два года назад в Калуге появилась концепция «Старый город», призванная способствовать сохранению исторической части нашего любимого города. В прошлом году она стала программой. «Калужский перекресток» решил выяснить, что уже сделано.

— К счастью, у нас в городе много памятников. Для работы мы взяли «золотой треугольник», ограниченный улицами Ленина–Воскресенская — Карпова–Кутузова, с включением нескольких домов на Смоленке, Дома Толмачевых и улицы Театральной, предполагая все-таки сделать ее пешеходной целиком.

Выявили все памятники, сделали таблицы с их назначением, провели небольшой исторический анализ, — рассказывает главный архитектор Калуги Евгений ГОЛЫШЕВ. — Параллельно взяли в работу все дворы. Осмотрели их на предмет стоянок.

Мы представили, как бы это могло быть, учитывая европейский опыт использования памятников: верхняя часть — жилая, внизу — мелкие предприятия торговли, сферы услуг, кафе… Там, где это возможно, за счет изменения геометрии кровли в зданиях можно сделать мансардные этажи. При этом везде оговаривается, что каждый дом должен получить охранное свидетельство.

В итоге город приобретет цивилизованный вид — с новыми коммуникациями, благоустройством, назначением. Должна произойти регенерация, начаться новая жизнь всего этого пространства. Понятно, что не сразу, это работа не на один год. Она много времени займет и потребует порядка 10 миллиардов рублей прямых затрат.

К счастью, у нас в городе недавно появились Правила застройки земель с выделенными заповедными зонами, определением высотности, разрешенным видом использования. Теперь эта работа идет дальше. Мы сделали за внебюджетный счет первые документы. Параллельно идет работа над программой «Зеленый город». В ней будут определены места, где можно разместить многоярусные стоянки.

— У нас есть два пути сохранения исторического наследия, — объясняет сложившуюся сегодня ситуацию с архитектурными и другими историческими памятниками Виталий ЛЕОНОВ, начальник отдела государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия министерства культуры Калужской области. — Первый путь — жесткий, когда каждый собственник будет подвергаться за нарушения административным наказаниям, пока не приведет свою собственность в порядок. Второй — воспитание определенного самосознания горожан, органов власти, городских депутатов. Первый путь — быстрый, второй — долгий. И использовать их придется вместе, потому что сохранение памятников — функция местной власти и органов местного самоуправления.

На федеральном уровне предпринимаются определенные шаги по привлечению инвесторов в эту область. Но особого оптимизма эти меры у них не вызывают. Заключаются концессионные соглашения. Но их хорошо реализовывать только в точечном варианте. Например, в усадьбах. У нас есть такой опыт в Полотняном Заводе. Сейчас мы рассматриваем возможность применения у нас «московского пути» — сдачу имущества объектов культурного наследия в аренду за 1 рубль при сохранении их назначения.

«Старый город» — уникальная программа для Калуги. Она обозначила существующую проблему на муниципальном уровне. Городская власть попыталась поднять тот груз, от которого все пытаются отойти.

Как она будет развиваться? Безусловно, потребует огромных средств, потому что в отношении каждого объекта требуется прохождение историко-культурной экспертизы. Она определяет предмет охраны и буквально говорит, что в нем можно менять, а что — нет.

Что будут делать муниципальные власти или инвесторы с жилыми домами и квартирами, расположенными в объектах культурного наследия, по каким программам их расселять? Будет ли это интересно инвесторам с учетом того, что площадь здания не увеличится? Пока на эти вопросы ответов нет.

В настоящее время в Калуге 355 объектов, имеющих статус выявленных объектов культурного наследия. Историко-культурная экспертиза одного сооружения стоит более 50 тысяч. За год в России было зарегистрировано всего 120 новых объектов. Причем ни одна федеральная или региональная программа не предусматривает проведения работ по постановке объектов культурного наследия в реестр. Они выискиваются за счет внебюджетных источников. Мы можем 10–15 таких объектов в год оформить.

— Первые практические шаги мы уже предпринимаем, — рассказывает Дмитрий АНДРЕЕВ, начальник комитета имущественных отношений Управления экономики городской управы Калуги. — Хотели бы прежде всего разобраться с коммуникациями на этом треугольнике. Уже заложены средства на инвентаризацию бесхозных коммуникаций, будем работать с ресурсоснабжающими организациями, чтобы они включили эту работу в свои инвестпрограммы.

Мы занимаемся этим только два года, ищем подходы. Стараемся подходить комплексно. Главный вопрос, конечно, с собственниками помещений и расселением жителей. Потенциальные инвесторы, кстати, не возражают против расселения жителей. Но здесь к каждому объекту нужен индивидуальный подход, причем вряд ли стоит отдавать эти объекты в собственность. У нас уже есть такой опыт, и он не слишком удачный.

Я надеюсь, что часть задуманного получится реализовать путем включения этих объектов в другие программы. Например, сейчас создается проект городского туристического кластера, куда войдут Яченское водохранилище, прибрежная территория, строительство набережной. Мы приурочиваем это к 650‑летию Калуги. 

Судя по словам специалистов, одних государственных средств для сохранения исторической городской среды будет явно недостаточно. Придется активно привлекать внебюджетные источники.

— Если общественность очень хочет включиться в это дело, надо организовать некий фонд при одной из существующих некоммерческих организаций, чтобы промышленники, коммерческие организации помогали сохранению старого города. Чтобы граждане свои средства тоже вносили, — считает Виталий Леонов. — Затем следует создать хороший информативный сайт, посвященный памятникам, на котором этот фонд объективно отчитывался бы о своей деятельности.

— В прежние времена многие памятники и храмы в Калуге строились именно благодаря средствам купцов и предпринимателей, — напоминает Евгений Голышев.

— В идеале мы должны сделать так, чтобы содержать объекты культуры стало престижно, и тогда начнутся положительные перемены. Пока с ними обращаются как с объектами недвижимого имущества с ограничениями, ничего не изменится. Все будет рушиться и ломаться. Для собственников можно было бы разработать какую-то систему грантов от государства.

— Помните, раньше на зданиях были таблички «Дом образцового содержания»? Может быть, имеет смысл разработать памятные доски, дома таким образом отметить, лишний раз напомнить, что памятники — народное достояние, — добавляет Евгений Голышев. — К сожалению, молодежь сегодня плохо представляет историю города, в котором живет. Да и взрослые люди относились бы к этому наследию внимательнее. 



Так уже через несколько лет может выглядеть участок улицы в исторической части Калуги.
— Все, что строится, будет иметь некий историзм, — утверждает архитектор Евгений Голышев.

мнение
Сохранить в том же виде, что и раньше
— Проблема сохранности памятников в Калуге стоит очень остро, — считает Виктор КОМИССАРОВ, директор школы № 6, краевед. — На практике часто получается так, что инвестор вкладывается в объект, и в результате облик здания меняется до неузнаваемости.

Проблема аутентичности существует во всем мире. Я был недавно в Чехии, жил в гостинице XVI века. Там даже обстановка сохранена, и нет у них наших проблем. В Чехии и других европейских странах собственникам, как правило, предлагают готовые здания с комплектом всех необходимых документов и техусловиями на присоединение к сетям, причем эти памятники отдают в аренду.

Или я видел обычный, на наш взгляд, деревянный сарай в небольшом американском городке. Но именно с него начиналась история города. Люди приходят, и им его показывают. Иногда думаешь, что наша беда в том, что у нас слишком многое сохранилось. Может, если бы памятников осталось меньше, к ним бы относились бережнее? Но надо обязательно сохранять то, что осталось. А потом начинать думать о том, чего мы лишились.

а в это время
Московские ворота
Одним из самых оригинальных утерянных памятников в Калуге считаются Московские ворота, стоявшие когда-то в районе современной филармонии. Все чаще раздаются голоса, что их необходимо восстановить. Возможно ли это? 

— Существует идея восстановить Московские ворота не на их историческом месте, где они будут мешать движению транспорта, а на дамбе, ближе к бору, — говорит Евгений Голышев. — Здесь и транспортная развязка уже сформировалась. Это уже давно предлагает архитектор Александр Курец. Я думаю, интересная тема и ее надо продвигать. Или в районе общественно-торгового центра, который предполагается построить рядом с Калугой‑1. Сейчас уже жизнь заставляет продлевать улицу Ленина.

Что уже сделали в Калуге?



Главный фасад усадьбы Яновских привели в порядок.
Что в планах?



Этот уникальный памятник обязательно останется. 
в будущем его расселят, и в Доме Цыпулина может 
расположиться городское управление культуры.



Дом Шамиля становится музеем.


Дом Толмачевых на улице Плеханова сгорел в начале
 2011 года. Сейчас инвесторы готовят необходимые 
документы для проведения его реставрации.



В отреставрированный особняк 
на ул. Ленина, 103, переехала галерея «Образ».


Главный фасад Гостиных рядов должен обновиться 
уже в 2014 году.


обратная связь
Уважаемые читатели! Удастся ли нам сохранить историческую часть Калуги? Что для этого необходимо сделать? Пишите нам по адресу: 248000, г. Калуга, ул. Космонавта Комарова, д. 36, «Калужский перекресток». Свое мнение оставляйте в комментариях или присылайте на электронный адрес: [email protected].
Автор: Андрей ГУСЕВ.
Фото Игоря РУЛЕВА.
Опубликовано: 20.02.2013 10:48 0 3073
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев