Староверы из Бразилии возрождают сельское хозяйство под Жиздрой

Несмотря на трудности и безденежье, братья Мурачевы потихоньку обзаводятся хозяйством и мечтают вспахать 150 гектаров.
11.12.2012, 16:28
1 7830
Читайте KP40.RU:
Почти 8 месяцев назад в селе Огорь Жиздринского района поселилось две семьи староверов из Латинской Америки. А в октябре в ЖЖ появилось сообщение о том, как плохо живется нашим соотечественникам на вновь обретенной родине, с какими бюрократическими препонами и проблемами им приходится сталкиваться.

Корреспондент «Калужского перекрестка» решила проверить это и побывала в гостях у староверов, в семье Иосифа и Терентия МУРАЧЕВЫХ.

Воздушные замки о переезде из далекой жаркой Бразилии в холодную и суровую Россию долгие годы строил отец Иосифа. Он уже готовился покинуть Латинскую Америку, узнав о программе добровольного переселения соотечественников, да не дожил. Но его мечту осуществили сыновья.

Первым отправился Терентий. С женой и семерыми детьми он перебрался на Дальний Восток.
Иосиф наоборот не стал бросаться в омут с головой и сначала приехал с женой, сыном и дочерью в Москву, как турист. В столице у них тут же объявились знакомые, которые объяснили, как действует программа, какие документы нужно собрать. Больше года семья Иосифа Мурачева жила в Обнинске. Глава семьи работал на железобетонном заводе. Они с женой сразу поняли, что городская суета не для них. И как только появилась возможность, перебрались в Жиздринский район, в село Огорь.

О том, как долго и муторно приходилось собирать документы, чтобы получить гражданство, Мурачевы рассказывают неохотно. Лишь вскользь упоминают, что переводчика с португальского на русский в Калужской области не нашлось, и за всеми справками приходилось мотаться в Москву. Вообще жаловаться на трудности не в их характере. Они лишь благодарят всех, кто помог.

Вскоре к Иосифу в Огорь перебрался и его брат Терентий с семьей. Ему на Дальнем Востоке устроится так и не удалось. А переезд из одного конца страны в другой и вовсе разорил. Тем более, кормить приходится 7 детей. В Огорь семья перебралась в конце июня, сажать многие культуры было уже поздно. Денег хватило только на покупку кур. Узнав о плачевном состоянии семьи Терентия, старообрядцы со всех концов России стали перечислять деньги. Да и Иосиф помогает брату как может.

- До весны проживем и потом не пропадем, - уверен Иосиф. - В Бразилии Терентий работал на ферме, зарабатывал в переводе на наши деньги около 25 тысяч рублей. Он специалист по посевам.




Доехать из Жиздры до села Огорь или обратно непросто, автобусы ходят только 2 раза в день: в 7 утра и в 2 часа дня. В остальное время можно добраться только на такси за 500 рублей. Остановки как таковой в селе нет – машины тормозят возле парка «Культуры и отдыха».


 
Для Жиздринского района старообрядцы оказались настоящей находкой. Работящие, непьющие, семейные. Молодежь не остается жить на селе. Половина домов заброшена. Много покосившихся, ветхих, пустых избушек.



В двух из них, что покрепче, на самом краю села и поселились братья. Их дома  напротив друг друга.



Семья Иосифа Мурачева хоть и с трудом, но обустраивается в Калужской области.
- Душа желала перебраться на родину, в Бразилии чувствовали себя как на чужбине - язык другой, все чужое. С малости мечтали о России, - признается Иосиф.



Он с неохотой рассказывает о том, что сначала ему дали совершенно необжитый дом - даже без пола. В итоге старенькую избушку со всей мебелью им отдал (не бесплатно, конечно) местный житель. Последнюю сумму Мурачевы внесли накануне нашей встречи. Так что теперь дом целиком и полностью принадлежит им.

- Поправили избу маленько летом, много было здесь поломано, - рассказывает Иосиф. - С краю фундамента нет, а у самого дома он нормальный. Все здесь надо утеплять.





Из всех удобств в доме Иосифа только свет и холодная вода. Воду к дому подводили уже сами. 
- А  где же вы моетесь? -  удивленно спрашиваю я. – Во дворе есть баня?
- Воду нагреваем и в тазике моемся, - спокойно отвечает Мария – жена Иосифа. -  Но это не проблема, мы понимаем, что в первый год сразу обустроиться невозможно. 



Обед готовят на печке, благо дрова достать не трудно. Газ в селе есть. Иосифу в администрации Жиздринского района пообещали в ближайшее время подвезти голубое топливо и к их с братом домам. А пока в избе холодно, дует из всех щелей. Как только ударили небольшие морозы, вода в кране замерзла.


 



Но хозяйством обзавестись староверы уже успели. Каждый день встают чуть свет – топят печь, доят коров,  дают корм козам, гусям, уткам, курам.



Женщины у староверов настоящие рукодельницы. Сами шьют сарафаны, плетут половики, ухаживают за животными и помогают мужчинам в поле. Мария каждый день печет хлеб и местные его с удовольствием покупают. Хлеб, кстати, вкуснейший. Я такого никогда не пробовала.



Дети Иосифа и Марии учатся в пятом классе. Еремию 17, Агапии (на фото) – 18. Родители смогли им дать только домашнее образование. Учеба мальчику дается с трудом, а вот Агапия ходит в школу с удовольствием. Учителя говорят, что если она и дальше будет также стараться, то в следующем году ее экстерном переведут в 7 класс. Дети добираются до школы, которая находится в 20 минутах ходьбы от дома, на велосипедах.

Агапия в России продолжает придерживаться старообрядческих традиций – не стрижет волосы, коса спускается ниже пояса. Она маме перед школой помогает и сама вяжет, шьет. Свои сарафаны Агапия вышивает цветами из страз.


 
Еремий с восторгом вспоминает, как на днях позади села увидел лису.
- Шубка у нее такая прекрасная, как на картинке из книжки, - рассказывает подросток.



Мурачевым обещали - проблем с землей не будет – дадут столько сколько надо. Но помимо земли им нужна еще и техника. Ведь приехали старообрядцы не картошку сажать, а развивать сельское хозяйство.
- Нонче у нас планы гектар 150 на две семьи сработать, - рассказывает Мария. – Хотелось бы иметь 40 голов коров. Тогда можно будет сразу сдавать молоко.
Мурачевы хотят оформиться как фермеры, тогда можно будет и кредит получить.



Министерство сельского хозяйства по просьбе братьев выдало им трактор. Правда, он буквально сразу же сломался. Попросили местного тракториста, и он одолжил им свой. Денег у переселенцев нет, поэтому договорились расплачиваться урожаем следующего года. Время не ждет, пашут на тракторе Иосиф и Терентий сами - и днем, и даже ночью.


 
- Нас природа очень хорошо приветила. В дар дало семя в прибыток. Мы много лет хотели третьего ребенка, - откровенничает Мария.-  Я к врачам ходила и в Бразилии, и  здесь в Обнинске.  Мне сказали - надо много анализов сдавать, и все, что будут рекомендовать врачи, все делать. А вот сколь прошло месяцев после переезда? Три- четыре, и без всяких медикаментов забеременела. Калужская земля нам большой подарок дала – у нас семья прибудет.

От староверов веет настоящей добротой  и теплом, которые мы, городские жители потеряли. Они встречают вас с улыбкой, сажают за стол как самого дорогого гостя, угощают всем, что у них есть. Они не жалуются на жизнь, не любят говорить о своих трудностях, смело смотрят вперед.  Хочется верить, что их мечты о больших  стадах скота, о колосящихся бескрайних полях овса осуществятся несмотря на все сложности и препоны. Ведь если не они, то кто будет поднимать деревню? 
Автор: Елена ФРАНЦУЗОВА.
Фото автора.
Лента настроения
18 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 1 комментарий
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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