$ 73.32 0.21
80.12 0.42

Михаил Николаев: «Рок – это музыка интеллектуальная!»

Опубликовано: 20.01.2012 16:28 0 884
Наверное, нет калужанина, который бы не слышал об уникальном фестивале «Железные девы». Его основатель, а также организатор множества «тяжелых» концертов Михаил Николаев рассказывает о том, как альтернативная музыка заняла главное место в его жизни.

Музыкант и историк
- Я  родился в обычной советской семье. Мое взросление выпало на лучший период, который мог только быть, - вспоминает Михаил. - Это середина 80-х, когда буквально вся молодежь увлекалась тяжелым металлом. В свои 11 лет я смотрел снизу вверх на старшеклассников и хотел на них походить. Кстати, рок-музыка, металл – это музыка интеллектуальная. Учеными доказано, что тяжелый рок, в отличии от поп-музыки и рэпа, по своей структуре имеет много общего с классической музыкой. Ничего удивительного, что воспитанный в интеллигентной семье, я полюбил такую музыку.
В 94 году стал активно выступать с группой «Festerguts» и устраивать рок-концерты. Играл на бас-гитаре и одновременно был вокалистом. Музыкальную грамоту осваивал самостоятельно, а в вокальной технике, которую я использую, вряд ли существуют методики обучения.  Может быть, только самые продвинутые преподаватели вокала в вузах о ней что-то слышали.
Когда встал вопрос высшего образования, решил поступать на истфак. После окончания год работал учителем истории в школе № 5. До сих пор дети, которых я учил, иногда выходят на связь и рапортуют мне о своих достижениях, в том числе и музыкальных. Для многих из них я был авторитетом в рок-деятельности. Помню, призываю к вниманию учеников с задней парты, которые слушают плеер в наушниках: «Послушайте! Я расскажу вам про войну». А они мне: «Михаил Александрович, а мы вас слушаем». И показывали аудиокассету с записью моей группы. Такие озорники были!

Крупнейший фестиваль
- В 90-е в Калуге не было достойных мероприятий рок-направленности. В этом вакууме сами музыканты начинали устраивать рок-концерты, совместно собирали необходимые суммы, выступали для своих  друзей. Все на любительском уровне. С этого и начиналось. Таким же образом мы организовали свой первый большой концерт в Калуге, пригласили группы из Москвы, Смоленска и Тулы.
Сейчас мы с друзьями делаем качественные мероприятия. В России теперь знают Калугу в том числе и по интересным металлическим концертам. А наш фестиваль «Железные девы» стал крупнейшим фестивалем тяжелого рока с женским вокалом в Восточной Европе. Иностранные группы едут сюда с удовольствием, зачастую отказываясь от гонораров и других благ. Сейчас целая очередь выстроилась: уже около 100 заявок. Мы приглашаем лучших, но не можем позволить себе позвать настоящих звезд - дороговато. Приглашаем группы «второго эшелона», которые в России ни разу не были. Конечно, мы обеспечиваем гостиницу, питание и переезды по России. Вот в прошлом году приезжали гости из Швеции. Они сначала удивлялись, что мы их разместили в дешевой гостинице. Но в итоге остались довольны. Рассказали в интервью европейским рок-изданиям, что в России очень здорово. После этого к нам повалила масса предложений: «Мы хотим посмотреть на ваш Музей космонавтики, попробовать русские пельмени».
- Были моменты, когда хотелось опустить руки и все бросить?
- Это бывает фактически в процессе подготовки каждого концерта. Чем сложнее мероприятие, тем больше форс-мажоров. Часто возникает желание больше этим не заниматься.  Но когда концерт проходит, снова появляется внутренняя решимость. Ты понимаешь, что надо дальше еще что-то делать. Нельзя все бросить и забыть. Я понимаю, что в Калуге нет людей, которые обладают таким опытом, как  у нас сейчас. Это надо развивать.

В культурных рамках
- Чиновники не мешают твоей деятельности?
- Не знаю почему, но так получалось, что властные структуры никогда не проявляли интереса к моей деятельности. В сложные 90-е годы им было не до этого. Сейчас же мы все делаем в культурных рамках.  Даже отказались от несанкционированной расклейки афиш по городу. Но у нас нет поддержки от чиновников. Мы обращались к ним, получая только обещания. Два года назад я ходил на прием к Николаю Любимову. Как оказалось, он в свое время тоже играл в школьной рок-группе. Я просил выделить хоть какое-то помещение для репетиции калужских рок-групп. Он обещал решить вопрос положительно. Чиновничья машина долго буксовала и в итоге ничего не получилось. Кстати, собственными силами 22 января мы открываем в одном из клубов Калуги первую специализированную площадку для рок-концертов.
- На концерты классической музыки или фестиваля «Мир гитары» ходишь?
- Принято считать, что «Мир гитары» посещает некая богема, калужский бомонд. Я думаю, что многие туда ходят именно потому, что престижно. На мой взгляд, эти мероприятия больше для любителей техники, грамотных гитарных пассажей, виртуозного исполнения. Поэтому я к ним не проявляю интереса. Там на первый план выходит не музыкальная атмосфера, а техника. Мне интереснее примитивные, но душевные рифы, создающие настроение.

Созидательные люди
- Организация концертов – дело прибыльное?
- В лучшем случае удается заработать на банкет для музыкантов. В худшем - приходится влезать в долги. Если рассматривать концерты как бизнес, мне давно надо было прикрыть эту лавочку. Но я же не ради прибыли этим занимаюсь. Я работаю, получаю какие-то деньги. На жизнь хватает. Надо ради чего-то жить! Не просто смотреть телевизор по вечерам и ходить на работу с 9 до 5. Когда чувствуешь реакцию людей, которые благодарят тебя, положительно отзываются о деятельности, понимаешь, что надо продолжать.
- У большинства людей рок-концерты ассоциируются с неумеренным употреблением алкоголя и наркотиков.
- Это неверно! Большое заблуждение, навязанное американскими фильмами про безумных байкеров-рокеров, которые колятся, всех грабят и убивают. Да, рок-музыка – это прибежище людей, которые стараются отличаться от общепринятых норм поведения. Они могут демонстративно, наигранно громко и отвязно вести себя на людях, и тем более - на концертах. Но внутри я наблюдаю другое. Фанаты рок-музыки много времени посвящают самосовершенствованию. Общаясь с ними видно, что эти люди не несут в себе деструктивных элементов. Наркотики - это не музыкальная, а социальная составляющая. Они не являются культом в рамках рок-культуры. Алкоголь - да, бывает. Например, пиво является атрибутом почти всех рок-концертов. Что в этом плохого? Определенная разумная норма спиртного, на мой взгляд, создает идеальный вариант восприятия рок-концерта, усиливает ощущения. На таком концерте человек должен выбросить массу энергии, эмоций. В итоге человек выходит после концерта очищенным от негатива.  В повседневной жизни люди, которые слушают рок - созидательны, а не деструктивны.

Был случай
-  Интересно наблюдать, как иностранные группы приезжают в Россию - с опаской, предубеждением. Они удивляются, почему много полицейских на улице. Одну из групп мы кормили в уличном кафе. По вечерам там было много маргинальных личностей. А музыканты не понимали, зачем я хожу за ними по пятам. Я не стал объяснять. Мне кажется, какие-то наивные они, иностранцы. Наши шведки, которых мы привозили на фестиваль «Железные девы» в прошлом году, многому удивлялись. Первым делом в городе они сфотографировали бочку с молоком, которым торгуют на улице. А на банкете поражались практически каждому блюду. Нарезку коровьего языка они со всех сторон обфотографировали – наверное, у них в Швеции это экзотика.


Автор: Виктор КУЗЬМИН.
Опубликовано: 20.01.2012 16:28 0 884
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев